«Было бы лучше рассматривать Россию так, как американцы, говорят, рассматривают Бостон: не как место, а как состояние ума. Революция продемонстрировала, что легко выкроить отдельные государства из российского периметра, но, пока остается ядро, - дело времени, когда они опять станут российскими». Джеральд Рейтлингер
30 марта 1941 г. в Берлине, в здании Верховного командования сухопутных войск Адольф Гитлер произнес длинную речь о будущей войне с СССР. Сразу после выступления фюрера к нему для разговора подошли три командующих группами армий: фельдмаршалы фон Рундштедт, фон Бок и фон Лееб – вместе с несколькими подчиненными командующими армий. Генералы были страшно возбуждены. Они испытали потрясение тем, что требовал фюрер от своих вооруженных сил при боевых действиях в части беспощадности к Красной Армии, гражданскому, партийному руководству и населению восточных земель. Объявленный Гитлером жесточайший метод войны и порядок организации повседневной жизни на оккупированных территориях показался полководцам неприемлемым. Германский солдат, победоносный вермахт, захвативший уже половину Европы, до сих пор еще никогда не вел такой жуткой войны… Они попробовали отговорить вождя… Однако разубедить Гитлера после того, как он обнародовал свое решение, было уже невозможно. Будущую войну в России он объявил войной на уничтожение и не собирался отступать ни на шаг от своего решения. Опытные военачальники прекрасно представляли весь кошмар предстоящей восточной кампании. Однако ни один из них не отказался выполнить преступный приказ.
После разгрома Германии, вслед за окончанием международного нюрнбергского процесса в 1948 году так же в Нюрнберге американцы и англичане провели 12 судебных процессов над генералами германского Верховного командования, которые сдались в плен англо-американским союзникам. Нацистские генералы были осуждены за бесчеловечное поведение войск во время войны. Они получили смешные сроки заключения – от трех до пяти лет. Отсидев недолгие сроки, им предстояло поучаствовать в следующей войне – Холодной…
В книге британца Джеральда Рейтлингера подробно рассказывается о перипетиях и конфликтах политики нацисткой администрации на оккупированных территориях. Представители министерства восточных земель, вермахта, СД, СС и других структур по-своему представляли политику уничтожения и как могли исполняли ее в Восточных землях при отсутствии четких инструкций. По сути их грызне между собой, борьбе за влияние на фюрера и прочим бюрократическим играм вокруг обустройства экономики оккупированных земель посвящена книга. Очевидно, что название монографии в русском варианте «Цена предательства» нисколько не отражает основной мысли работы английского историка. В английском варианте она называется «The house built on sand» («Дом, построенный на песке»). Отсюда очевидна авторская сентенция о нацистском администрировании на восточных землях, как о замке на песке. «Цена предательства» – название, выдуманное не понятно зачем. О предателях в тесте рассказывается попутно и очень мало. О расплате советских военнослужащих и гражданских за переход на сторону врага вовсе ничего. Не понятно зачем надо было переименовывать «Дом на песке» – не дурную авторскую характеристику провальной идеи завоевать Россию.
Еще в данном издании самая невыносимая штука – это пояснения к авторскому тексту, даваемые в скобках после основного текста. Пояснения даются как от редактора (- Ред.), так и от переводчик (- Пер.). Эти «милые» пояснения приводятся чуть не к каждой второй авторской фразе. Порой они длиннее источника. Часто трудно уследить где заканчивается авторская фраза и где начинается «пояснение». «Продраться» через эти дебри чрезвычайно трудно.
Все же, на мой взгляд, книга интересна. Но не потому, что информативна или дает какое-то понимание процессов войны и коллаборации. Как раз именно в этих слоях она в значительной степени приближается к окаменелости. Монография написана в 1950-х годах и к сегодняшнему дню сильно устарела. Хороша книга, на мой взгляд, кое-чем другим. Тем, что не плохо иллюстрирует преддверие той самой Холодной войны, и кроме того раскрывает истоки современного западного политико-исторического тренда о «виновности в развязывании Второй Мировой войны двух тоталитарных режимов Гитлера и Сталина». Каждый раз, задевая любой исторический контекст, Д. Рейтлингер, банально пропагандистски «выявляет родство» идеологий советской и нацистской. Тоталитарное стремится к тоталитарному (Сталин уважал Гитлера и наоборот). Немцам на оккупированных территориях нравилась организация труда в колхозах и они их сохраняли советскую организацию труда. Сталин когда-то заявлял, что Антикоминтерновский пакт на деле направлен против лондонского Сити и мелких британских торговцев. Из всего такого автор быстро делает вывод о союзе идеологий…
Вывод, который позже заметили, подхватили, развили и сделали причиной Второй Мировой. И ничего, что главным врагом нацизма был большевизм. Что немцы без промедления уничтожали каждого советского партийного работника. Что сталинская дипломатия целый год пыталась сподвигнуть западные страны к союзу против Гитлера. Ничего не принимается во внимание. Такой исторический кульбит. Сегодня, много раз повторенный этот удивительный кульбит, многим уже не кажется удивительным…
Привыкаем к тому, к чему привыкнуть нельзя…
Izohlar
1