Группа уже не раз публиковавшихся в "Центрполиграфе" отечественных историков авиации обратилась к самому южному участка Восточного фронта и выпустила книгу, которой издательство дало название, не совсем отражающее ее содержание. Это подневная хроника вылетов и боевых донесений по итогам боев о действии авиации сторон на самом южном участке фронта Великой Отечественной - от боев в Молдавии в июне-июле до начала обороны Одессы в начале августа и до эвакуации защитников гарнизона в середине октября 1941-го года. Причем боям над Молдавией отведено больше места, чем собственно обороне Одессы - как становится понятно из чтения, к защите города стороны понесли уже солидные потери и снизили интенсивность полетов по естественным причинам. Книга достаточно "небо-ориентированна", но все же в ней есть увязка с действием сторон на сухопутном фронте, где проходила линия фронта, что влияла на авиацию сторон.
В первую очередь книга интересна прежде всего набором техники противодействующих сторон, ибо такого зоопарка не было нигде ни до, ни после во всей Второй Мировой. Новые и старые советские самолеты встретились не только с аналогичными машинами Люфтваффе, но еще со сборной солянкой в Forţele Aeronautica Regala Romana, в которой были немногочисленные свои истребители и разведчики, а также купленные и трофейные польские, немецкие, английские, французские и итальянские самолеты. Даже штучные малотиражные модели американцев были и такой уникальный раритет как британец Monospar ST-25. Такой разнобой сильно затруднял румынам поддержание своих ВВС в работоспособном состоянии, под конец боев приходилось сводить оставшиеся истребители в отдельные эскадрильи и немилосердно списывать поврежденные самолеты для каннибализации и починки своих собратьев. Вообще, вступив в 22 июня с примерно двумя с половиной сотнями машин к концу обороны румыны обладали только боеспособной третью их количества. С армией, кстати, произошла аналогичная ситуация, четверть ее была потеряна под Одессой, можно сказать, Румыны разменяли весомую часть своих вооруженных сил на один город.
Советская сторона имела редкую возможность вести войну по предвоенным представлениям, потому что при примерной равной подготовке сторон количественно она превосходила противников на этом участке фронта, у немцев тут была только одна истребительная и одна бомбардировочная эскадры. ПВО румын в основном было занято обороной Бухареста и нефтяных промыслом, так что советские ВВС повели ту войну, к которой готовились. СБ бомбили наземные и надводные цели, новейшие Су-2 гонялись за румынскими машинами, истребители начальство занимало бесконечным патрулированием, даже далеко не сразу их начали посылать на эскортирование бомбардировщиков, пока пара чувствительных погромов учиненных немцами в воздухе для нашей ударной авиации не заставили это сделать. Война в воздухе, частично по причине достаточно ненастной погоде лета 1941-го, проходила на низких высотах, до 1.5 км как это не странно, словно в Первую Мировую, поэтому высотные МиГ-3 себя не проявили, равно как новые Як-1. А присланные на опробывать первые Ил-2 посылали... в разведку, оно бронированные и рации хорошие. В итоге всю тяжесть боев выдержали И-16 и И-153. Эти бои с посильным румынским противником позволили набрать опыта будущей элите советской истребительной авиации, тут начались боевые карьеры Покрышкина, Речкаева и Алелюхина.
Еще отдельно упомяну историю немецкого He-111 H-5, торпедоносца, подбитого советским истребителем в районе Севастополя. Пилот "Хейнкеля", обер-лейтенант Штюфе протянул машину над морем до румынского берега, но сажать ее не рискнул и с 1700 метров выбросился с парашютом. Оставшийся экипаж в составе четырех человек разбился вместе с самолетом, то ли их летчик не предупредил, то ли самолет после оставления пилотом сорвался в штопор и спастись немцы не смогли. Штюфе чуть не угодил под трибунал, но был на год списан с фронта в учебку. Но от судьбы он не ушел и погиб уже во время "Оверлорда" над Ла-Маншем.
Izohlar
3