Эта книга - своего рода дневник наблюдений за природой, позволяющий вместе с автором наблюдать за приходом весны, наступлением лета и переходом лета в осень. С воодушевлением и удивительной наблюдательностью Бернд Хайнрих пишет о птицах, насекомых, деревьях, животных и делает это превосходно. Написать столь увлекательно о привычных, казалось бы, явлениях (что может быть обеденней, чем смена времён года?) - это настоящий талант!
Начинается книга с предвкушения весны, с мечты о лете:
У нас в Мэне и Вермонте март часто приносит с собой сильные снегопады. Снаружи холодно, и я провожу много времени за закрытыми окнами, в пузыре тропического климата, который создает дровяная печь. Я жду лета. Здесь, в северной умеренной зоне, «лето» обычно продолжается примерно полгода, с мая по октябрь. Большинство из нас (кроме любителей лыжного спорта) живет ради этого времени или, по крайней мере, очень ждет его.
День за днем я взираю на белое пространство бобровой запруды возле нашего дома в надежде, что вернутся красноплечие трупиалы (Agelaius phoeniceus). Весь март я вижу мысленным взором семью бобров, схоронившуюся в своей хатке, которая выпирает большим бугром над толстым слоем льда на заснеженном пруду. Бобровая хатка – залог сохранения жизни – сейчас всего лишь куча веток, набросанная невысоко над ледяной водой. Здесь всегда темно, а места животным едва хватает, чтобы двигаться. Время от времени тот или иной член бобровой семьи задерживает на несколько минут дыхание и ныряет около насыпи в прорубь, которую звери держат свободной ото льда, чтобы принести домой ветку и сгрызть на ней кору. Я ощущаю родство с бобрами, потому что и сам целые месяцы проживаю заключенным в свою «хатку». Меня высвободит лето.
И потом, постепенно, весна, а за ней и лето вступают в свои права, чтобы успеть подготовить природу к осени и суровой зиме.
Бернд Хайнрих настолько интересно пишет о птицах, что даже если не знаете их названий и никогда не видели этих птиц, они всё равно кажутся вам чуть ли не родными (непрошеный совет: если поискать в сети картинки и ролики, записи птичьих песен, то читать о птицах становится ещё интереснее).
Не менее интересно он пишет и о насекомых. О насекомых, которых мы привыкли не замечать, а зря. Бернд Хайнрих показывает насколько они удивительны.
... Группа Венера определила, что муравьи находят дом в результате удивительного мыслительного процесса. Они постоянно вычисляют, где находятся, соотнося повороты на своем пути и пройденные расстояния («интеграция пути»), а затем вычисляют, в каком направлении расположен дом, используя в качестве компаса местоположение солнца, которое определяют по тому, как поляризован свет. Ближе к концу пути, поблизости от входа в гнездо, муравьи также используют выделяющиеся на местности объекты, если они есть.
И насколько они изобретательны, например, как эти обитатели пустыни:
... группа намибских жуков из семейства Tenebrionidae (чернотелки)...
Это наземные жуки, обычно крупные и черные (меланин поглощает тепло, но он необходим для защиты от ультрафиолетовых лучей). Они живут на песке. У тех, что живут на самых горячих песках, ходулевидные ножки, которые позволяют уменьшить нагрев снизу. Другие получают меньше тепла сверху, от солнца, благодаря светлому восковому налету на черных спинках. Но и тогда нужно найти способ получить достаточно воды, а эти жуки активны, когда нет ни стоячей воды, ни дождя. Днем вокруг очень сухо, но ночью температура в Намибе обычно падает, и ветер с Атлантики может принести воздух с влагой. Тогда жуки становятся на песчаные дюны вниз головой и брюшком кверху. Вода конденсируется на спинке жука и стекает каплями ко рту.
Эта книга - отличный повод присмотреться к нашим маленьким соседям, освоившим эту планету задолго до нас, даже если вы никогда не интересовались насекомыми (и даже недолюбливаете их - намного проще любить пушистых и милых животных, насекомые же слишком не похожи на нас, зачастую пугающе непохожи: не зря создатели спецэффектов для фильмов ужасов так часто придают инопланетным монстрам черты насекомых).
И о растениях Бернд Хайнрих пишет столь же интересно, и о животных, и об эволюции (в частности - о важности ошибки). И об экологии, делая совершенно закономерный вывод:
Человечеству требуются две вещи: ясное видение и духовный императив, чтобы сосредоточиться на экологической обстановке завтра, а не на экономической выгоде сегодня.
Его теория об утрате человеком мехового покрова очаровательна, несмотря на то, что ошибочна, т.к. опирается на устаревшие данные: генетические исследования уже доказали, что Homo sapiens скрещивался с неандертальцем (ранее считалось, что нет). Мы имеем около 2–4% вариантов генов неандертальца в своей ДНК, а жители Африки — 0,3%, и это "неандертальское наследие" защищает нас от плохого холестерина (липопротеинов низкой плотности ЛПНП), помогает адаптироваться к холоду, гены неандертальца могут быть связаны с повышенной активностью вечером (такой хронотип присущ "совам") и т.д. Тем не менее, эта книга Бернда Хайнриха очень интересна и познавательна. У него есть книга и про другую часть годового цикла: Бернд Хайнрих - Зима: Секреты выживания растений и животных в самое суровое время года , очень хочется прочитать и её.
Если вы любите природу, то это "ваша" книга. Знаете, чем хороши такие книги? Они напоминают нам о том, что мир - это не только мокнущие под дождём серые многоэтажки за вашим окном. Такие книги напоминают нам, что мы - такая же часть природы, во всём её великолепии.
Izohlar
2