Hajm 381 sahifa
1958 yil
Колокол
Kitob haqida
Одно из самых значимых произведений Мердок, затрагивающее тему стремления человека к духовности и обретению собственного «я».
Старинная легенда гласит: колокол женского монастыря Имбер упал с колокольни, когда молодая монахиня нарушила обет, тайно встретившись с возлюбленным. Прошли века, а колокола в аббатстве по-прежнему нет… Как нет и покоя мятущимся душам обитателей общины, расположенной неподалеку в имении Имбер-Корт. Общины, основанной на религиозных принципах и объединившей людей, желающих жить простой и праведной жизнью.
А когда в Имбер-Корт появляются двое новых постояльцев – энергичная и непосредственная Дора Гринфилд и наивный восемнадцатилетний юноша Тоби, – отношения между всеми героями начинают завязываться в тесный клубок, распутать который будет очень непросто…
Только после приобретения книги заметила тег "сентиментальные романы", и подумала:"Боже, только не это!". Но, оказалось, сантименты сантиментам рознь. Да, периодически натыкалась на избитые речевые обороты и, скорее всего, "толстости" перевода. Но сам сюжет все-таки превосходный. А его неправдоподобие все же сказочным не назовешь, как в обычном сентиментальном романе, для меня оно больше техническое.
Первая треть книги была немного суховата. Мы попадаем в религиозную общину, которая, вроде как, таит в себе какие-то свои мрачные тайны. Но нам их не спешат раскрывать, и вся проделанная работа по нагнетению рассеивается, оставляя легкую скуку. Зато оставшиеся две трети события разворачиваются просто захватывающе.
Роман о взаимозависимых отношениях, о неожиданных последствиях выбора, о самопознании, необычный и талантливый.
koroleva.16gv
Начало было прекрасным - жизнь в религиозной общине на полпути между светом и монастырем, и все, что я люблю – относительно замкнутое сообщество, вопросы религии и ее применения в жизни, плюс хорошие психологические портреты.
Примерно до середины мы вместе с Дорой – симпатичной рационально мыслящей англичанкой, далекой от религии, которая приехала в эту общину вслед за своим мужем (муж – тоже не в общине, только живет здесь и работает над рукописями в местном монастыре), наблюдаем за жизнью разнородных ее членов.
Собственно сама община придумана для того, чтобы люди, не определившиеся до конца в своих отношениях с Богом и/или монастырской жизнью, могли оценить свои силы, возможности и, что самое главное – желание идти путем праведников и отшельников. Что, вообще говоря, весьма разумно.
Впрочем, отношение автора к этому всему кажется несколько скептическим. Вот слова одного из персонажей:
«Коли уж люди хотят перестать быть обыкновенными полезными членами общества и тащат свои неврозы в какую-то глухомань, чтобы поиметь то, что они воображают духовным опытом, к ним, уверен, надо проявлять терпимость, только, убей меня, не пойму, почему надо выказывать им почтение».
Довольно быстро на первый план выходят не столько религиозные, сколько человеческие вопросы, любовь, ревность, смирение, выбор, но в первую очередь – поиски себя. В том числе и своей гендерной роли. Так что, если вас почему-либо задевают гомосексуальные отношения и рассуждения о них (а этому посвящена значительная часть романа), оставьте эту книгу менее нежным фиалкам.
Тут, кстати, есть забавный момент, касательно закрытых школ:
«Представления Тоби о гомосексуализме были весьма поверхностными. В закрытой школе он никогда не учился и подобного рода опыта не получил и даже не сталкивался с ним. Проблема эта была объектом определенных незатейливых шуточек среди его школьных приятелей, чье неведение было столь же велико, как и его собственное, так что из этого источника он мог почерпнуть самые ничтожные сведения. Поскольку курс его обучения предполагал изучение латыни, но не древнегреческого, знакомство его с подобными эксцессами у древних было весьма отрывочным».
Одна из наиболее любопытных здесь вещей – это проповеди. Хороший, кстати, повод привлечь внимание читателя к нравственным вопросам, занимающим автора. И нет, это вовсе не выглядит вариантом «в лоб», скорее напротив. Вот, для примера, пара фрагментов:
«В школе нам — мне по крайней мере — говорили: нужно иметь идеалы. Я думаю, это вздор. Идеалы — это мечты. Они становятся между нами и жизнью, тогда как более всего мы нуждаемся в том, чтобы видеть жизнь в истинном ее свете».
«Добро — это избыток. Куда мы щедро и от всей души направляем его, там и вступаем в созидание, которое может быть непостижимым для нас самих, и от того, что оно непостижимо, мы можем его бояться. Но из-за этого отступать мы не должны. Господь всегда может направить нас, коли мы того пожелаем, на высший и лучший путь, а научиться любить мы можем, только любя. Помните: все наши неудачи в конечном счете неудачи в любви».
Да. Про колокол. Колокол здесь – это монастырская легенда, и одновременно реальный объект, возвращения которого в монастырь ждут на протяжении всей книги (впрочем, не зацикливаясь на этом). Казалось бы, его появление должно явиться некоторой кульминацией всего романа, по крайней мере нас к этому исподволь подводят. И формально это так и есть. Однако, как только внимание переключается на колокол, это сразу разрушает всю выстроенную до этого атмосферу тонкого психологического романа.
Появляется слишком много действия, суеты и неврозов. И сразу становится неинтересно. Последние несколько десятков страниц в итоге читаются дольше чем первые пару сотен. Причем у меня осталось ощущение, что и автору ближе к финалу резко все наскучило, и она быстренько ставит точки над i, не заботясь более о чем-то еще. Потому остается несколько смазанное общее впечатление: блестяще написанные первые две трети книги, от которых получаешь истинное удовольствие, и внезапно унылый финал.
«Колокол обладает силой тяжести. Мах, что качнет его вниз, должен потом и вынести его наверх. Вот и мы должны научиться понимать механизм нашей духовной энергии и выяснить для себя, где тайники нашей силы. Вот что я имел в виду, когда говорил, что в этом наше спасение. Мы должны, уяснив и точно используя присущую нам энергию, стремиться к большему. Вот борьба, угодная Божьему взору: становиться глубже и совершеннее, чем ты есть, и, стремясь исследовать и освятить каждый уголок души, явить ту неповторимую и прекрасную личность, которую Господь, сотворяя нас, вверяет нашим заботам».
Второе произведение английской писательницы ирландского происхождения – Айрис Мёрок, который прочла минувшим днём стал «Колокол», опубликованный в 1958 году. Могу сказать, что утвердилась в мнении о прекрасном слоге, чудесных и неожиданных поворотах, объемном наполнении, отсутствии ненужных монологов или ответвлений.
Сюжет очень нетривиален, полноценный, с интереснейшими персонажами. Автор использовала интересный ход, которым, как мне кажется, редко пользуются её коллеги – поочередное описание развития основной линии сюжета от лица разных персонажей, с отдельно взятыми внутренними монологами и размышлениями. Такой стиль изложения создаёт более глубокое, проникновенное понимание всех тех нюансов, что автор хотела донести до читателей.
Некая религиозная община, члены которой, словно составляющие в солянке – не похожи другна друга. Их связывает нечто метафорическое, слабоуловимое и, как мне показалось, это уход от реальностей жизни в мир, лишь отчасти приближенный к истине, для самоопределения и самопознания. Живут садоводством, выкраивают деньги для своих нужд. Колокольня без колокола,община без общности, вера без веры – картина примерно такова. По сюжету в скором времени должны привезти и установить новый колокол, событие яркое и всеми ожидаемое, суждено ли этому случиться? Лучше прочтите, так интереснее.
Роман захватывает и преподносит нам диаметрально противоположные судьбы людей. Персонажи в своих поступках вносят сумбур, они, безусловно все яркие и характерные, но неоднозначность натур налицо, эта сложность притягивает и утверждает в суждениях о многогранности каждого из нас.
Например, один из персонажей – Дора Гринфилд, молодая девушка, которая вышла замуж за искусствоведа, эстета и сноба Пола, ей казалось удачно, но, невозможно сказать однозначно «да» или «нет», «хороший» это брак или «плохой», Пол её любит, ревнует, по своему заботится, прощает глупость, разгульность и каждый из читателей сам для себя решит, погружаясь в описание, как относится к этому союзу. Аналогичная ситуация с Майклом, школьным учителем, некогда влюбившимся в своего ученика Ника, который обвинил его в том, чего не было. Мой гомофобный мозг отрицает такого рода чувства, но, его страдания и переживания не могут оставить равнодушной.
Прекрасное произведение, настолькопоказалось реалистичным, словно я очутилась в доме напротив и в подзорную трубу могу наблюдать за жителями соседнего участка, тайным образом проникая в их головы, читая мысли, копаясь в душевных тревогах. Психологическая составляющая сильная, драма внутри его героев фатальна, погружение в сЕти бытия Имбер-Корте (загородный дом, где проживает община)происходит с первых страниц.
Роман начинается повествованием от лица Доры, волею судьбы и своего склада характера, попадающей в общину при монастыре, она будет нашим проводником в эту общину, где мы будет украдкой наблюдать и вызнавать подробности жизни членов этого сообщества. Это не только истории отдельных лиц, он заключает в себе что-то большее, стремление к познанию себя, влияние рока, судьбы, кары. Это был какой-то зов сердца, иррациональное притяжение. Я прочитала ее за два дня как в тумане, ничего не поняла, но мне очень понравилось. Всегда избегала произведения Мердок и мне казалось, что я не целевая ее аудитория, но произошла какая-то магия, в один прекрасный день мне жизненно необходимо стало купить и прочитать Колокол и я не пожалела. Меня очень захватила книга, но не динамичностью сюжета, а какой-то тягучей, вязкой атмосферой, в которую погружаешься и не можешь вынырнуть, не дочитав до конца.
Роман издан в 1958 году и является четвертым в карьере писательницы. Роман, который называют одним из самых значимых в её творчестве. Он о стремлении человека к духовности и поиске себя. И вот прочитала я очередную книгу Мёрдок, и в очередной раз задалась вопросом нравится или нет. Вроде бы и интересно, особенно начало, но как-то... пресно в целом. Не цепляет. И финал снова разочаровал.
Рядом с женским монастырём при аббатстве Имбер, закрытом женском бенедиктинском ордене, существует некое мирское общество. Не по интересам. Общество, или, скорее, община из нуждающихся понять, как соотносятся нравственность и религиозность. Каждый из персонажей имеет свой скелет в шкафу, при этом каждый бесхарактерный. Основное занятие переливать из пустого в порожнее и страдать между молитвами и трудом на огородике. Многоугольник абсолютно разных людей, которые решили, что им нужно уединиться от мирской суеты, чтобы привести в порядок свою жизнь. Кто у нас тут собрался: супруги Пол и Дора. Дора блудная жена, которая после непродолжительного романа на стороне решила вернуться в лоно семьи, зря что ли, замуж выходила, пусть мужа и боится. Пол проводит в Имбере исследование, он учёный.
Восемнадцатилетний Тоби, будущий студент Оксфорда, который перед учёбой решил набраться духовности. Мистер и миссис Марк Страффорд - странная супружеская пара со стажем, которая до сих пор так и не нашла общий язык, близнецы Кэтрин и Ник Фоули (Кэтрин ждет пострига в монастырь, а Ник целыми днями пьёт). Лидеры общины красавчик Джеймс и тюфяк Майкл, который с помощью религии пытается вылечиться от нетрадиционных наклонностей и весь роман рефлексирует на эту тему. Пол любит Дору, Майкл любит Ника, Кэтрин любит Майкла, Тоби влюбляется в Дору, а Дора вообще не понимает, как её занесло в этот склеп.
Милая компания, правда? Все, кроме Доры и Тоби здесь новички. И именно с их приездом начинается раскручивание сюжета. Дело в том, что вся община ожидает прибытия нового колокола для монастыря. Собственно, это стыд и позор, не иметь колокол. Когда-то очень, очень давно, колокол был. Но по легенде, он потонул в озере рядом со стенами монастыря и с тех пор его никто не видел. Говорили, что молодая монахиня нарушила обет, тайно встретившись с возлюбленным, потому колокол и свалился. Прошли века, а колокольного звона в аббатстве по-прежнему нет... Как нет и покоя мятущимся душам обитателей общины. И вот сейчас в Имбер Корт должны привезти новенький, но пара героев случайно находит колокол древний, то самый, что пропал...
События развиваются, чтобы потом внезапно застопориться. И перевернув последнюю страницу, хочется спросить: И всё? Что это было?
прошлую жизнь. Это еще одно религиозное правило, которому мы стараемся следовать. Без сплетен. Ведь если вдуматься, люди редко когда расспрашивают друг друга о жизни из чистых побуждений, верно? Я на себе в этом убедилась. От праздного любопытства до злословия один шаг. Надеюсь, вы
Izohlar, 23 izohlar23