Hajm 200 sahifalar
1962 yil
Заводной апельсин
Kitob haqida
«Заводной апельсин» – литературный парадокс ХХ столетия. Продолжая футуристические традиции в литературе, экспериментируя с языком, на котором говорит рубежное поколение malltshipalltshikov и kisok «надсатых», Энтони Бёрджесс создает роман, признанный классикой современной литературы.
Умный, жестокий, харизматичный антигерой Алекс, лидер уличной банды, проповедуя насилие как высокое искусство жизни, как род наслаждения, попадает в железные тиски новейшей государственной программы по перевоспитанию преступников и сам становится жертвой насилия. Можно ли спасти мир от зла, лишая человека воли совершать поступки и превращая его в «заводной апельсин»? Этот вопрос сегодня актуален так же, как и вчера, и вопрос этот автор задает читателю.
Ну, что же теперь, а? Да-да, отсутствующий мой читатель, речь пойдёт о «Заводном апельсине» – книге, которая каким-то образом за последние несколько лет всё чаще стала появляться во всевозможных модных списках «книг, которые ты обязан прочесть, пёс, а то ты будешь непросвещенной skotinoi». Либо мне стали попадаться эти списки только в последнее время. Не знаю, кто их составляет, но с тем, что данное произведение достойно внимания, согласен. А остальное меня не интересует: кто эти составители, чем живут, и какого чёрта я о них вообще пишу так много?
⠀
Энтони Бёрджесс – тот vek, которому я мог бы адресовать свою искреннюю благодарность за роман с названием, показавшимся мне достаточно strannym, когда оно мне попалось на глаза впервые – а было это лет 14 назад. Я прочёл книгу и был впечатлён всеми похождениями главного персонажа, но при этом ни в коем разе не хотел быть на него похожим. Это я к тому, что читал где-то отзывы о книге нелестные, якобы это противно и ужасно, когда описывают такое, как dratsing, krasting, sunn-vynn и прочие подобные вещи и явления, которые на самом-то деле нас окружают в реальном мире, вполне уютно устроившись. Но те комментаторы настаивали на том, что подобные книги нехорошо влияют на психику. Ну, у каждого своя точка зрения…
⠀
Так вот, школьник, прочитавший «Заводной апельсин» будто открыл для себя новый мир: мир забавного слэнга, мир так называемого ультранасилия, которое царило в альтернативной реальности (во времена написания и издания самой книги автором описывалось «будущее»). Было увлекательно вместе с Алексом, заниматься всеми его делишками и видеть, к чему они его привели…
⠀
Скорее всего, тот, кто читает сейчас этот обзор, знаком с книгой, о которой я povestvuju, или видел фильм, снятый Кубриком по ней. Но если есть и тот, кто не понимает, о чём речь, я кратко расскажу…
Роман начинается с холодного зимнего вечера, и наш уважаемый Алекс вместе со своими тремя товарищами миролюбиво потягивают молоко с ножами – старое доброе молоко с новыми не совсем добрыми добавками. Они строят планы на вечер и грядущую ночь: как утолить жажду крови, лёгких deng и веселья. Улицы полны насилия, но этим ребятам всё нипочём, потому что они и есть насилие! Приключения начинаются, события развиваются стремительно, и наш энергичный герой со своей kodloi наконец решается на более серьёзное дело. Чем оно закончилось и во что всё это вылилось, ты можешь узнать, взяв в руки книгу и начав бегать по строкам своими glazzjami.
Я тебе так скажу: «Заводной апельсин» не просто описывает сцены насилия и разных гадостей – нет, здесь всё несколько глубже. Мы можем увидеть картины на всегда актуальную тему уличного беспредела, который творится не только руками кровожадных и просто жадных до лёгких денег простолюдинов, но и руками (и не только руками) представителей закона. Мы можем проследить, как человек проходит стадии формирования личности и характера, преодолевая трудности, преподносимые ему жизнью (в чём частенько он сам и бывает виноват, конечно). Мы можем понять, что всё происходящее с нами сейчас, может резко измениться, и эти изменения могут иметь корни как внутри нас, так и вне. Мы можем в очередной раз убедиться, что политика – это грязь и притворство. И в конце концов, мы можем интересно скоротать несколько вечеров. Главное – настроиться.
Когда-то давно, в перестроечные времена я посмотрел фильм Стенли Кубрика «Заводной апельсин». Фильм меня тронул. Особенно запомнился главный герой (или злодей) Алекс в исполнении великолепного Малкома Макдауэла. Фильм довольно мрачный, и концовку его можно назвать хеппи-эндом,
а для Алекса там все кончилось довольно хорошо
только если ты больной маньяк, но мне понравилось. Годы спустя (многие годы) на глаза попалась книга – первоисточник фильма, а так как фильм я не пересматривал, то решил почитать, вернее, послушать. Исполнение весьма порадовало, порадовал язык, позабавили слова из сленга, типа moloko и пр., но совершенно поразила концовка. Концовка отличалась от фильма радикально, она не была хуже и не была лучше, она была совсем другая. Абсолютно.
Конфликты отцов и детей – вечная тема в литературе, но тут она начинает играть совершенно иными красками. Довольно наглядно показывается как дети становятся отцами, и переходят на другую сторону баррикад.
В общем, независимо от того смотрели Вы фильм, или нет, читайте книгу. А потом смотрите фильм, если не смотрели. Или наоборот. Без разницы. И то и другое – шедевры.
Начинаю читать из любопытства – дочитываю исключительно на упрямстве. И все ради того, чтобы понимать – с какой стати это жуткое, мерзкое, грязное произведение считается классикой мировой литературы. Попутно плююсь, нецензурно ругаюсь и зарекаюсь впредь подходить к данной книге, даже если меня выбросит на необитаемый остров с ней единственной.
Через пару лет вижу её на полке книжного магазина и… беру!
Странная вещь, честное слово – уже после того, как книга прочитана и закрыта, много раз мысленно возвращаешься к ней, непонятно почему и зачем. Не могу сказать, что она поведала мне тайны вселенной или открыла глаза на прописные истины, даровав знания, которые до этого не дарила ни одна другая книга. И атмосфера книги удручающая. И люди-звери, которые так реалистично прописаны, что начинаешь оглядываться по сторонам.
И все же, в ней что-то есть – вот и все, что можно сказать. В ней что-то есть. Не для всех, и не каждому придется по вкусу, но книга стоит того, чтобы прочесть.
Нетленка! Бессмертная уже классика. Добрый старый «sunn vynn». Вопросы добра и зла. И выбора между ними. Вопросы, которые наверняка ещё очень долгое время будут актуальны.
К прочтению – обязательно!
Поднимаю бокал молоко plus за Алекса.
Очень глубокая книга ,наполненная большим смыслом.Для меня это книга самая любимая из всей художественной литературы. Читать обязательно всем ,шедевр от Энтони Берджесса
Насилие- это зло, потому что оно против общества, потому что каждый vek на земле имеет право на zhiznn, право на счастье, на то, чтобы его не били, и не издевались, и не сажали на nozh. Я многому научился, ну правда же, ей-богу!
Но больше всего веселило меня, бллин, то усердие, с которым они, грызя ногти на пальцах ног, пытаются докопаться до причины того, почему я такой плохой. Почему люди хорошие, они дознаться не пытаются, а тут такое рвение! Хорошие люди те, которым это нравится, причем я никоим образом не лишаю их этого удовольствия, и точно так же насчет плохих. У тех своя компания, у этих своя. Более того, когда человек плохой, это просто свойство его натуры, его личности – моей, твоей, его, каждого в своем odi notshestve, - а натуру эту сотворил бог, или gog, или кто угодно в великом акте радостного творения. Неличность не может смириться с тем, что у кого-то эта самая личность плохая, в том смысле, что правительство, судьи и школы не могут позволить нам быть личностями. Да и не вся ли наша современная история, бллин, это история борьбы маленьких храбрых личностей против огромной машины? Я это серьезно, бллин, совершенно серьезно. Но то, что я делаю, я делаю потому, что мне нравится это делать.
Каждый убивает то, что любит, как сказал один поэт, сидевший в тюрьме. В этом есть некий элемент наказания.
Дуракам вообще легче живется. Их запросы минимальны, равно как и спрос с них.
Что нужно Господу? Нужно ли ему добро или выбор добра? Быть может,человек, выбравший зло, в чем-то лучше человека доброго, но доброго не по своему выбору?
Izohlar, 954 izohlar954