Hajm 32 sahifalar
1915 yil
Чётки
Kitob haqida
Второй сборник Анны Ахматовой (1889–1966) «Четки» вышел в мае 1914 года, перед началом Первой мировой войны. С момента появления в 1914 году до 1923 «Четки» переиздавались 9 раз – редкий успех для молодого поэта.
В сборнике была продолжена линия "Вечера": большая внутренняя сосредоточенность, напряженность психологического узора, лаконизм, точность наблюдений, отказ от напевности стиха, приверженность разговорной речи, приглушенные краски, сдержанные тона.
Само название "Четки" указывает на "перебор" душевных состояний, приобретающих завершенность и напряжение молитвы. Во многих стихотворениях – обобщение личных переживаний. Чувство воплощалось в явлениях внешнего мира; подробности, детали становились свидетельствами душевных переживаний.
Janrlar va teglar
Когда держу в руках сборник стихов Ахматовой "Четки", сразу в голове возникает образ Анны Андреевны с шалью и четками в руках. Образ яркий, красивый и горько-печальный, как и ее стихотворения. Ее поэзия никого не может оставить равнодушным, она манит, зовет, заставляет раствориться в ней и забыть обо всем.
Перечитываю томик со стихотворениями Анны Андреевны, а в особенности "Четки", очень часто. Сборник лирики Анны Ахматовой всегда под рукой, и каждый раз, когда наступают сложные периоды в моей жизни, я прибегаю именно к поэзии Ахматовой.
Я чувствую, мне никогда не надоест читать Ахматову, которую знаю почти наизусть, потому что каждый раз ее стихотворения открывают новые грани, которые раньше я не замечала и над которыми могу теперь подумать.
Очень женские, очень проникновенные, очень чувственные стихи. Сколько бы некоторые либеральные личности не пытались убедить окружающих, что гендерной разницы в психологии мужчин и женщин не существует, и дело в воспитании, разница в мировосприятии есть. Это видно даже по поэзии. Никакими ухищрениями ее не искоренить. Да и не надо. Мир прекрасен в своем разнообразии, а стандартизация хороша только на заводе. Ахматова нежна, эмоциональна, загадочна и великолепна.
В то время я гостила на земле Мне дали имя при крещеньи — Анна, Сладчайшее для губ людских и слуха...
Она - это про любовь, про страсть, про жизнь и про умирание. Н. Струве так отзывался об этой необыкновенной женщине: «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Анна Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку». По ее судьбе, как и по многим и многим колёса истории прокатились, вбивая в колею. Один муж расстрелян, другой провел долгие годы в лагерях. Единственный сын, обожаемый "сыночек кудрявый" пробыл в заключении больше 10 лет.
Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь.
В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): – А это вы можете описать? И я сказала: – Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. А. Ахматова 1 апреля 1957 г., Ленинград Женщина-загадка, умудрившаяся выжить в этом кошмаре. Не только ее саму и ее близких пытались обесценить, растоптать и уничтожить. В 1946 г. Оргбюро ЦК ВКП(б) вынесло постановление о том, что ее поэзия чужда советскому народу, пуста и безыдейна. Член Политбюро Жданов А.А. высказался о ней: «Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой. … Такова Ахматова с её маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистическо эротикой. Ахматовская поэзия совершенно далека от народа». Даже ее смерть не стала поводом «снять опалу». Некоторые ее произведения были изданы только в конце 80-х.
Прямо как в детстве: когда боясь обидеть какую-нибудь одну игрушку, я ложилась спать с целым зоопарком, так и здесь, трудно было выбрать, выделить, какое-то одно любимое стихотворение для эпиграфа рецензии. А ведь собиралась… Но всё произошло иначе. Она пришла, заколдовала и растворилась… И всё мои намерения: что я буду медленно смаковать каждое стихотворение, растяну удовольствие, тоже растворились. «Открыв» на работе первую страницу, через какое-то время очнулась, уже читая примечания (поверьте, они тоже весьма интересны). Маленькая книга оказалась надёжным проводником, в другой мир, а точнее в другой век, где льётся «свет, невидимый для нас»...
Это была вторая,после сборника "Вечер". книжечка стихов Анны Ахматовой, выпущенная в 1914 году. Ей было 25 лет. Четыре года уже она была в браке с Николаем Гумилевым. У них был 2-х летний сын-Лев. Она путешествовала с мужем по Италии, два раза побывала в Париже,где познакомилась с Модильяни. Училась на литературных курсах, зарабатывала, печатаясь в литературных журналах и секретарствуя в "Цехе поэтов". -...как у большинства молодых поэтов у А.А.часто встречаются "тоска,боль,смерть". Этот прекрасный юношеский пессимизм теперь получил свое место в поэзии..." "...- сила жизни в А.А.так сильна, что она начинает любить свое сиротство,постигает красоту боли и смерти".... "- в А.А. обретает голос ряд немых "существований"-женщины влюбленные,лукавые,мечтающие и восторженные говорят,наконец, своим подлинным ...художественно убедительным языком... " ...- своеобразная стилистика: А.А.не объясняет,она -показывает.. описывает образ и взаимоотношение образов. Например: ...И густо плющ тено-зеленый Завил высокое окно. или ...Там малиновое солнце Над лохматым сизым дымом... или повторение соседних строк,усиливающих внимание к образу ..расскажи,как тебя целуют, расскажи,как целуешь ты. Очень много цветовых определений-чаще "серого" и "желтого"-так редкого в поэзии. Стиль стал тверже,строка-плотнее,выбор слов-целомудренно скупым... пропала разбросанность мысли,характерная для первого сборника"... Остается сказать,так сурово и нелицеприятно в печати "разбирал"достоинства и недостатки А.А.ее...муж, поэт Николай Гумилев. Какой-то надрыв уже тогда существовал в их отношениях. Не зря же появились в "Четках"горькие строки,обращенные к любимому (правда,Гумилев их "неразбирал"): - и от всех тебе удача,и ото всех почет, ты не знай,что я от плача дням теряю счет...
Мне не надо ожиданий у постылого окна и томительных свиданий-вся любовь утолена... ты свободен,я свободна. Завтра лучше,чем вчера,- над Невою темноводной под улыбкою холодной императора Петра.
Я не очень люблю поэзию. Наверное, потому что слишком уж много надо анализировать, искать скрытый смысл, чтобы что-то там понять и разобрать, что хотел сказать автор. Это, конечно, в полной мере относится к поэзии Серебряного века. Но мало - к Анне Андреевне Ахматовой. "Чётки" - замечательный сборник стихов. Казалось бы, простых, но поражающих своей глубиной, лиричностью и трагизмом. Это песнь любви, горькой, тяжёлой, но необходимой.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
1912
Брошена! Придуманное слово –
Разве я цветок или письмо?
Вечерние часы перед столом.
Непоправимо белая страница.
Мимоза пахнет Ниццей и теплом.
В луче луны летит большая птица.И, туго косы на ночь заплетая,
Как будто завтра нужны будут косы,
В окно гляжу я, больше не грустя,
На море, на песчаные откосы.Какую власть имеет человек,
Который даже нежности не просит!
Я не могу поднять усталых век,
Когда мое он имя произносит.
1913
Углем наметил на левом боку
Место, куда стрелять,
Чтоб выпустить птицу – мою тоску
В пустынную ночь опять. Милый! не дрогнет твоя рука,
И мне недолго терпеть.
Вылетит птица – моя тоска,
Сядет на ветку и станет петь.Чтоб тот, кто спокоен в своем дому,
Раскрывши окно, сказал:
«Голос знакомый, а слов не пойму», –
И опустил глаза.
1914
Здесь все то же, то же, что и прежде,
Здесь напрасным кажется мечтать.
В доме у дороги непроезжей
Надо рано ставни запирать.Тихий дом мой пусть и неприветлив,
Он на лес глядит одним окном,
В нем кого-то вынули из петли
И бранили мертвого потом.Был он грустен или тайно-весел,
Только смерть – большое торжество.
На истертом красном плюше кресел
Изредка мелькает тень его.И часы с кукушкой ночи рады,
Все слышней их четкий разговор.
В щелочку смотрю я: конокрады
Зажигают под холмом костер.И, пророча близкое ненастье,
Низко, низко стелется дымок.
Мне не страшно. Я ношу на счастье
Темно-синий шелковый шнурок.
Май 1912
Izohlar, 6 izohlar6