Kitob haqida
Рейтинги и премии
Автор – лауреат премии РАН за лучшую работу по популяризации науки в 2021 году (представление Комиссии РАН по популяризации науки) в номинации «Лучшая научно-популярная книга об экологии, охране окружающей среды и сохранении биоразнообразия» за книгу «Похождения видов: Вампироноги, паукохвосты и другие переходные формы в эволюции животных».
О чём книга «Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные»
Какого цвета был ихтиозавр? Сколько калорий в день требовалось мегалодону? Можно ли летать на брюшных ребрах (и что это вообще такое)? Как выглядели змеи с ногами, черепахи без панциря или земноводные с плавниками? Кто кого ел, как передвигался и чем дышал? Сегодня палеонтология отвечает на вопросы, которые всего десять лет назад никто не решился бы даже задать. На примере 27 очень разных животных известный российский геолог и популяризатор науки Андрей Журавлев рассказывает о том, что мы можем узнать из палеонтологических находок. Как живые, перед читателем предстают самые разные существа – от мелких организмов, похожих скорее на червячков и плававших в морях более полумиллиарда лет назад, до гигантских ящериц, чьи шаги сотрясали почву немногим более 40 000 лет назад, и вселяющих ужас мегаакул.
С мегалодоном связано три важных вопроса, которые равно волнуют и обывателей, и ученых. Какого он все-таки был размера? Что он ел на обед? И самый животрепещущий: вымерла ли эта мегаакула? Кажется, на первые два и ответить-то невозможно, даже приблизительно. Ведь от мегалодона остались одни зубы, ну и немножко позвонков. Зато зубов много. Даже подозрительно много.
Особенности
Новые художественные реконструкции ископаемых животных, сделанные специально для этой книги. Фотографии редких музейных образцов. Справочный материал.
Ни одного из представленных здесь 27 персонажей нельзя назвать второстепенным. Все они – главные, как и любой другой вид живых организмов, населяющих планету сейчас или обитавших на ней в далеком и не очень далеком прошлом. Кто-то начал длинную череду предков, и его потомки (мы – не исключение) имеют возможность пребывать на Земле ныне… Кто-то составил здоровую во всех отношениях конкуренцию и вынудил окружающих эволюционировать все быстрее и быстрее…
Для кого
Для всех, кто любит природу и хочет узнать, как и откуда взялись рыбы, амфибии и другие позвоночные, которые нас окружают, а также о длинной череде существ, которые предшествовали человеку.
Boshqa versiyalar
Sharhlar, 3 sharhlar3
"Как живые" - последовательный рассказ о вымерших тварях, не так распиаренных, как тиранозавры, игуандоны, диплодоки, велоцирапторы и прочие лидеры продаж, но не менее значимых для понимания процессов,происходивших с жизнью на Земле. В трех частях монографии Журавлев подробно рассказывает о двадцати семи животных, по девять на каждую: "Рыбные дни" - из жизни водоплавающих; "Моя внутренняя жаба" - соответственно о земноводных; "Другие ящеры" - а это уже жизнь. выбравшаяся на сушу (по преимуществу). Имена все незнакомые, вроде юньнанозоона, клидаганата, пандерихта, гогонаса, бентозуха, паппахелиса, "завр" на конце появляется только у героев третьей части, примерно из юрского периода.
Без стеснения признаюсь, что не запомнила почти ничего,кроме про миног, изучение которых может продвинуть фармацевтов в сторону создания лекарств от тромбоза и более действенных препаратов от гипертонии. Еще страстно завидовала акулам и химерам, у которых зубы обновляются на всем протяжении жизни, как у нас ногти и волосы. И самое для меня важное - понятие типострофизма, как третьего возможного пути эволюции. Прежде знала только о двух: ортогенезе (постепенные эволюционные изменения) и сальтационизме (долгое накопление без видимых результатов. а затем резкий скачок - сальто, Шарден, ЕМНИП, с его "Человек пришел незаметно", сторонник именно этого подхода).
Типострофизм рассматривает развитие видов как проходящее те же этапы, что развитие отдельной особи: появление (рождение), расцвет (зрелость), угасание (старение) и либо вымирание (смерть), либо возрождение в виде первых представителей новой группы. Это суперкруто, когда нонфикшен-книга оставляет понимание целого пласта, не то, чтобы меняющего понятие о парадигме, но существенно ее дополняющее.
Да и просто хорошо написано, потому - рекомендую.
Книга потрясающе интересная, но есть как минимум одна фактическая ошибка. Диметродон никогда к терапсидам не относился. Он пеликозавр
Читается довольно свободно. Интересная тема. Факты изложенные в книге, вызывают довольно неоднозначное мнение. Некоторые темы обсуждал со своими учениками.
