Hajm 975 sahifalar
1994 yil
Опоздавшие к лету (сборник)
Kitob haqida
«Опоздавшие к лету» – одно из важнейших произведений в фантастике последних десятилетий, хороший читатель поймет, что имеется здесь в виду. Фрагментарно опубликованный в 1990 году и вышедший в полной версии шесть лет спустя, роман задал высокую планку как самому автору, так и всей литературе того направления, которое принято называть фантастикой. Сам писатель понимает свою задачу так: «Я принадлежу к тем, кто использует фантастический метод изображения внутреннего пространства человека и окружающего пространства. В моем понимании фантастика – это увеличительное стекло или испытательный полигон для реального человека и человечества». И еще, его же слова: «Использование фантастики как литературного приема позволяет обострить читательское восприятие. Следование „мэйнстримовским“ литературным законам дает высокую степень достоверности. Корнями эта литература уходит в глубь веков, а на ветвях ее сидят, как русалки, Апулей с Кафкой, Гоголь с Маркесом и Мэри Шелли с Булгаковым в обнимку… А если серьезно, я пишу то, что хотел прочитать, но не смог – поскольку еще не было написано».
Про премии говорить не будем. Их у Лазарчука много. Хотя почему нет? Ведь премия – это знак признания. И читательского, и круга профессионалов. «Великое кольцо», «Бронзовая улитка», «Еврокон», «Интерпресскон», «Странник», «Золотой Остап»… список можно продолжить дальше. Ну и мнение братьев-писателей для полноты картины: «Лазарчук – фигура исключительная. Штучная. До последнего времени он оставался единственным (прописью: ЕДИНСТВЕННЫМ) российским фантастом, который регулярно и последовательно продолжал: а) писать востребованную публикой фантастику; б) максимально при этом разнообразить жанр своих вещей, не повторяясь, не впадая в грех тупой сериальности, всегда экспериментируя» (А. Гаррос, А. Евдокимов).
По большому счёту, это не сборник, а своего рода метароман. Части книги связаны миром, в котором происходят события (миром, столь похожим на наш, что поначалу кажется аллюзией на него – и лишь потом, в финальной части, становится ясно…), упоминание о героях одной части можно встретить в другой, и даже крошечная повесть, открывающая книгу, отразится (отзовётся?) в финальном романе, и из отдельных историй складывается история целостная. При этом «Опоздавшие» – ни в коем случае не сериал, не цикл и даже не летопись. Фантастика в книге, конечно, присутствует, и оригинальные гипотезы автора играют в ней немаловажную роль, но столь же важны и герои, и местность, и атмосфера. Пожалуй, атмосфера и есть то наиважнейшее, чем «цепляет» Лазарчук. Совершенно невероятный по нашим временам гармоничный и яркий язык создаёт удивительно живой мир. Может, это слишком смело, но я на полном серьёзе считаю эту книгу одним из лучших произведений XX века. Единственное, чего не хватает «Опоздавшим», – продолжения. Несмотря на то, что у истории логически завершённый финал, – нам, читателям, хочется ещё и ещё…
Прекрасный образец интеллектуальной фантастики, фантастики именно того рода, что я так люблю. Впервые читал отдельные произведения («Жестяной бор», «Солдаты Вавилона») этого цикла ещё в юности, и только теперь, на пятом десятке удалось прочесть все и отследить от начала до конца множество сюжетных линий. Скажу, что, помимо сюжета как такового, удовольствие доставляет кропотливое изучение судеб множества героев, если хотите, исследовательская работа над произведением.
Немногим авторам дано, что называется, «приоткрыть штору», заглянуть туда, куда взгляду человека пока не проникнуть и с такой потрясающей достоверностью описать (или придумать:)) истинное устройство вселенной. На мой взгляд автору это вполне удалось. И, хотя теория параллельных миров не нова и много раз использована в фантастических произведениях, то, как рассказывает об этом автор, достойно восхищения! И при первом прочтении, уже двадцать лет назад, и сейчас, меня поражает насколько близок автор (по моему мнению) к истинной картине мира, а местами, там, где он описывает критические природные и климатические изменения на планете, по спине начинают бежать мурашки. Выглядываешь в окно и видишь – ведь вот оно все идет как по написанному! А уж когда герои произведения сравнивают сочинения учеников начала и конца ХХ века и рассуждают об «инфляции образности», мурашки достигают совсем неприличных размеров!..
В «Солдатах Вавилона» один из персонажей описывает процесс создания мира неким божеством:
"…Он активно начинает познавать мир. Естественно, создает свое представление об этом мире. В какой-то момент это представление становится достаточно завершенным, чтобы начать самостоятельную жизнь. Возникает новый мир…"
Андрей Геннадьевич – хочу обратиться я к автору – продолжайте создавать свои миры, а мы будем их любить, изучать, вчитываться в них не по одному разу, ведь «…божеству достаточно вообразить – и появляется новый мир? В определенном смысле – да…»
Любимый автор! Ни с чем не сравнимое произведение! Антиутопия, которую страшно читать из-за провидческого взгляда автора!
Автор мастер слова, но не сюжета. Растекается мыслей по дереву, вводя непонятные слова. Множество героев создают ощущение толпы. Растянуто и заумной.
Автор мастер слова, но не сюжета. Растекается мыслей по дереву, вводя непонятные слова. Множество героев создают ощущение толпы. Растянуто и заумной.
Izohlar, 5 izohlar5