Hajm 120 sahifalar
1966 yil
Каникулы Кроша
Kitob haqida
Герои Анатолия Рыбакова хорошо знакомы уже нескольким поколениям детей, любителей веселых и опасных приключений. Любознательный и честный Крош увлекается расследованием загадочных происшествий. Его волнует не только то, что произошло рядом с ним, но и то, что случилось за много лет до его рождения. В повести «Каникулы Кроша» он сталкивается с тайной исчезновения коллекции старинных японских миниатюрных скульптур и восстанавливает честное имя оболганного коллекционера.
Обожаю эту книгу. Перечитывать могу до бесконечности. Читая вспоминаю своё детство в СССР. Насколько всё это близко и понятно. Сравниваешь героев с людьми,которые росли с тобой во дворе.
Вот эта трилогия для меня просто образец советской литературы: «Приключения Кроша», «Каникулы Кроша» и «Неизвестный солдат».
И, как ни странно, первая часть мне нравится гораздо меньше.
Собственно, связывает все три части главный герой— Сергей Крашенинников, а проще – Крош.
1. Почему мне не нравится первая часть? Очень уж банально и тупо. Мальчик Крош на практике. Он – принципиальный. Вокруг него приспособленцы и мелкие преступники. Скучно. Но вот даже тогда меня Крош заинтересовал почему-то.
2. «Каникулы Кроша» – безумно интересная для меня часть трилогии. Помню, когда была в Питере, меня было не оторвать в Кунсткамере от стенда с нецками. Это и правда прекрасно! А если ещё и историю знаешь…
Красиво, вот правда. И очень жизненно. Любимое.
Перед нами все тот же просто Крош. Теперь у него каникулы. Как всегда Крош не сидит без дела. Пытливый ум, обостренное чувство справедливости и неплохие детективные способности позволяют Крошу заподозрить Веэна в нечестности и вывести его на чистую воду. Хороший стиль, интересный сюжет и уже полюбившиеся герои... Что еще нужно для увлекательного чтения?
Мальчик пристально вглядывается в даль. Что видят его глаза? Таинственные образы проносятся в детских мечтах подобно песням птиц. Но что мы сделали для того, чтобы королевство фантазии стало рядом с нами навсегда?
Наш школяр немного повзрослел, на целый год. И жизнь подкидывает ему, Сергею Крашенинникову по прозвищу Крош, новые жизненные задачки. С непростыми условиями, основными вводными в которых стоят авторитет старшего, соблазны лёгких денег, дружба-недружба, чувство ответственности за себя и за друга. Первые любовные чувства и первые попытки любовных отношений, соперничество, ну и всё прочее, из чего состоит жизнь юноши.
И решать эту задачки требуется не в отдалённой перспективе (хотя конечно же результаты их решений как раз и будут формировать жизненную перспективу для Сергея), а здесь и сейчас, по мере поступления новых вводных. Любовный треугольник с другом и их общей знакомой и что с этим делать? Странные просьбы и таинственные поручения взрослого и как к ним относиться? Играть в чужую не совсем чистоплотную, а может быть даже и криминальную «игру», или отстраниться самому, оставив всё как есть? А может попробовать и затянутого в эту «игру» неплохого парня вытащить? А ведь есть ещё и Майка, которой в этой повести практически нет, но у Кроша она есть и то и дело появляется в его мыслях и сомнениях...
Маленькая, аккуратная повесть (1966), в которую автор постарался вместить как можно больше.
Да, она известна, популярна и т.д., но раньше она мне не попадалась, в отличие от экранизации Григория Аронова (1980). И первым удивлением было то, что фильм аж четырехсерийный, а книга всего на 126 страницах крупным шрифтом. Иллюстрация Р. Вольского
Но побоку прежние впечатления, что же есть в самой повести? Автор, которого потом нелегкая кривая истории занесла в записные разоблачители Сталина (если верить интернету, именно Рыбаков изобрел знаменитую псевдоцитату «Нет человека, нет проблемы»), и в середине 60-х охотно говорил на эту тему. Собственно, весь сюжет и построен на том, что каждый лакированный эстет может оказаться человеком, который был добровольным винтиком сталинской культурной машины. И нэцкэ тут и не особо важны.
Да, повесть о тех, добрежневских 60-х, когда (многим) казалось, что очистительная волна прошлась по Советскому Союзу, многие косяки в прошлом и все почти хорошо. Но не будет лишним напомнить об этих косяках. Заострить, так сказать, на них внимание.
Впрочем, прямым текстом Рыбаков вспоминает о культе личности только раз, упоминая о БСЭ и об исправлениях в нее, вносившихся после очередного громкого снятия (все эти пресловутые рассылки страниц подписчикам, которыми надо было заменять более не соответствующие моменту статьи, а-ля Берия на расширенную статью о Беринговом проливе). Иллюстрация Р. Вольского
Но меня, как всегда, потянуло в детали. Повесть, несмотря на все идеологические константы, транслируемые автором, о другом. О том, как научится видеть плохое и хорошее, о дружбе, романтике и чувствах.
Интересно, когда Рыбаков рассказывает о читательском листе Кроша, это идеальный вариант самого Рыбакова или все же более-менее правдоподобно для середины 60-х? Крош, напомню, любит Дюма, Купера, Бальзака, Франса, Гоголя, Стендаля, Шолохова, Ильфа и Петрова, Толстого. Восхищается Пушкиным, вворачивает к месту цитату из Конармии Бабеля.
Любопытен и советский быт. Мотели, заметное число личных автомобилей, пикники в лесу с ночёвкой, заметный интерес к магазинам спорттоваров. Рисуется картина довольно динамичного общества, в котором у людей (творческой интеллигенции) есть время и ресурсы еще и на коллекционирование искусства.
P.S. Издание ИДМ привлекает не только броской и симпатичной обложкой, но и довольно большим количеством разбросанных по тексту иллюстраций Рафаила Вольского.
Богатое событиями лето: я узнал, как бегают по спине мурашки и как на душе скребут кошки.
И хозяйка комнаты тоже была старая, тяжелая. Мне жаль толстых старух, они совсем беспомощны. В ее искательном взгляде было что-то унизительное, мне даже стало неудобно, будто я делал что-то нехорошее. А ничего плохого я не делал.
— Крош, ты баптист, — объявил Игорь.— Но это сказал Пушкин!— Пушкин жил сто лет назад. Каменный век.— «Дети, в школу собирайтесь, петушок пропел давно», — сказала Нора.
Шмаков обсуждал с пенсионером Богаткиным технические проблемы фонтана. Ничего в этом Шмаков не понимал, но здорово умел разговаривать с пенсионерами, находил с ними общий язык. А на меня пенсионеры поглядывают так, будто обдумывают, съездить мне по шее сейчас или немного погодя.
За завтраком мама инструктировала меня. Послезавтра они с папой уезжают.Я должен: открывать дверь только через цепочку, следить за газом на кухне, закрывать кран в ванной, гасить свет, покупая кефир, сдавать бутылки, переходить улицы в положенных местах, тратить деньги равномерно, вести себя хорошо.И не должен: поздно приходить домой, терять ключи, переходить улицу в неположенных местах, есть много мороженого, ломать телевизор, тратить все деньги сразу, вести себя плохо.Когда было покончено с завтраком и с инструкциями, я отправился в магазин спортивных товаров.
Izohlar, 14 izohlar14