Это непростое чтиво – «под чашку чая» его не одолеешь, как ни старайся. Здесь почти нет сюжета, нет безоговорочно «плохих и хороших» персонажей, неоднозначные, порой совершенно противоположные чувства вызывает главный герой Родион Коновалов. Размах этих чувств невероятный – от щемящей жалости до тупого презрения.
Сгусток горячей энергии, невыплеснувшихся эмоций, невысказанных обид всего человечества – вот его характеристики. Других не придумано. Намеренно или нет – автор не дает в книгах портретного описания своего героя. «А был ли мальчик?» – спросил бы Горький. Был… Реальность и невыдуманность всего происходящего угадывается во многом – в описании детских лет Родиона, быта и уклада его семьи, в невероятно узнаваемых «бродячих сюжетах», обросших новыми историческими деталями и, конечно же, в неожиданной, почти мелодраматической концовке первой книги.
Она странная – эта первая книга… Она не только сложная по структуре, с необычной фабулой, сюжетными наслоениями, многостраничными отступлениями. В ней и вправду намешана чертовщина, мистика, и это может оттолкнуть от ее прочтения людей рациональных, не верящих в обратную случайность, не воспринимающих длинных философских рассуждений… Не спешите перелистывать или откладывать в сторону. Дочитайте до конца. Чтобы понять что-то очень важное. Чтобы разобраться – верен или не верен жизненный принцип Коновалова, выраженный в особом понимании свободы: он не делает того, чего не хочет, а не делает все, что хочет. Чувствуете разницу? «Я действую либо по правилам, либо никак» – так говорит он о себе. «Жизнь, как пытка буквальным исполнением воинского устава: можно до самоубийства довести, а придраться не к чему» – так оценивает он Неизбежное, кем-то раз и навсегда Определенное.
Izohlar
3