Hajm 346 sahifa
1932 yil
16+
Kitob haqida
Олдос Хаксли вырос в семье, принадлежавшей к британской культурной элите. Он обладал поразительной эрудицией, свободно говорил на французском и немецком, был знаком с философами и известными писателями того времени. Его роман полон скрытых цитат, аллюзий, отсылок, насмешек над реальными людьми, писателями, политиками и бизнесменами, философскими течениями и мечтами о справедливом обществе. Все эти насмешки зашифрованы в тексте, и обнаружить их без подсказок – непростая задача. Большинство не заметит их, а значит, потеряет половину удовольствия от чтения романа.
Эта книга дает читателю ключ к расшифровке «Дивного нового мира». Практически все имена и фамилии в романе – «говорящие», а их сочетание – оригинальный сатирический прием автора. Не случайно выбраны и географические названия, а цитат из Шекспира в тексте – более сорока. И не только цитаты – в романе фактически зашифрована вся пьеса Шекспира «Буря». Не к одному Шекспиру обращается Хаксли. Томас Элиот, Томас Грей, Дэвид Лоуренс и Бертран Рассел – вот неполный список авторов, имена которых упоминаются в комментариях.
А еще Хаксли использует открытия ученых и их прогнозы для создания синтетической картины будущего, которая кажется пугающе убедительной. В начале XX века, когда все приходили в восторг от грядущих даров технического прогресса, Олдос Хаксли увидел девушек-сборщиц, работающих на конвейере, и ужаснулся. И предложил своим читателям оглянуться вокруг и задать себе вопрос: как много они готовы отдать за сомнительные дары технического прогресса. А еще приглядеться внимательнее и увидеть стены невидимой тюрьмы, которые они раньше не замечали.
«Ведь ничто не дается даром», – утверждал Олдос Хаксли.
Boshqa versiyalar
Sharhlar, 27 sharhlar27
Этот роман Хаксли написал в 1932 году. Не первое его произведение, однако одно из. Роман совершенно потрясающий, своего рода прорывной. Прошло почти сто лет, а читается он великолепно, легко. Я никогда раньше его не читал, чему очень-очень рад, смог составить свежее впечатление,не сбитое старым восприятием.
Не буду останавливаться на сюжете. В процессе выражения респектов и восторгов он и так вылезет, рассказывать об этом романе, не говоря о сюжете, невозможно.
Во-первых, это первая на моей памяти антиутопия, где нет борьбы за правое дело, так сказать. Борьбы с построенным обществом. Все герои, у которых возникают сомнения в правильности текущего мира или встраиваются в систему или ссылаются к себе подобным заумям в задницу мира (в нашем случае в Исландию). Этот мир наступил также бесповоротно как наступает очередной виток цивилизации.По большому счету, это просто новый этап развития. Такой же неотвратимый как эра смартфонов после изобретения компьютеров. И это с самого начала рвет любые литературные шаблоны.
Во-вторых, я думаю, что есть большое количество людей,которые с удовольствием в таком мире бы жили. Ну сами посудите. Все счастливы. Жрешь от пуза, трахаешься с кем хочешь, загрустил – закинулся таблеткой и счастлив.Ответственности ноль, все решено за тебя. Живешь в кругу единомышленников, старости нет, занимаешься тем, что тебе нравится. По большом счету, это реально счастливое общество. Сообщество, идентичность, стабильность. Сам перечитал сейчас, сижу размышляю. А почему нет? Современный мир куда как более жесток к людям. Это идея Хаксли, сделать такой мир, она сама по себе оригинальна. Вот только непонятно, откуда такое чувство возмущения при чтении романа, так хочется их все освободить ... Проблема лишь в том, что некого освобождать.
Беда в том, что перед нами не полноценные люди. Что сделали правители этого мира и лично мистер Форд (отец-основатель) для всеобщего счастья. Из людей сотворили функцию. Это очень прагматичное общество с высоченным КПД. Многие правители мира были бы счастливы управлять таким народом. Людей лишили главного, того, что делает нас людьми – чувств. Любовь, ненависть, сострадание, эмпатия. Нет всего этого. Мир населен какими-то андроидами из пробирок (в книге из бутылок). Не зря же одно из главных стыдных слов этого мира – мать. Самое,наверное, эмоциональное слово на планете, никто не будет к этому слову равнодушен. А тут – стыдное слово.
Очень удачно придуманная часть романа – история Дикаря.Человек, воспитанный Шекспиром. И что же из него вышло? И Хаксли сначала делает вид, что он нашел здравую альтернативу, борца за правду. Но все это миф, обман. Воспитать должны любящие люди, внешняя среда, окружение. Но никак не конченая мамашка и однотомник Шекспира. И, понимая, что мир, куда он попал, дрянь та еще, Дикарь вовсе не становится какой-то позитивной альтернативой бесчувственному кошмару, а лишь добавляет текущему безумию совсем уж диких красок. И единственный человек в книге, который мог спасти одну хотя бы душу (я о Линайне Краун), фигачит себя плеткой и мучает на бедную девушку.
Немного отступлю от темы. Линайна в оригинале Lenina, а ее лучшая подруга Fanny. Совпадение? Не думаю.
Вернусь к началу своего рассказа. Это не просто какой-то строй или режим. Это виток развития цивилизации. Хаксли не угнетает людей. О них просто переделывает на этапе развития плода и воспитания родившегося ребенка.У мира Хаксли нет шанса на исправление. Это измененные люди с иным сознанием.Там некому и нечего исправлять. Для меня в этом главный посыл романа – мир не должен быть замкнут на идее счастья, КПД и эффективности. Потому что чувства неэффективны. Наблюдать, читать и думать неэффективно. Мир должен быть разным. Любите,думайте, делайте глупости. В этом смысл быть человеком. А не в примитивном, но ложном счастье.
А, и кстати. Такой еще посыл. Чтобы понять, что вокруг тебя происходит что-то не то, есть лишь один способ – быть умным. Получить хорошее образование, читать, думать. Прямой посыл от Олдоса Хаксли. Отлично же.
Это прекрасная книга для того, чтобы что-то понять в своей жизни. При этом она отлично написана, легко и интересно читается. Если не читали – прям обязательно.
История о том, что воспитание и окружение играют главную роль в становлении человека. О том, что можно просто жить без нервов, опасностей, страстей. И о том, что бывает, когда человека помещают в чуждую для него среду.
Кончено заседание.
В Сити - полночный час.
Палочки барабанные
Немы. Оркестр угас.
Сор уснул на панели.
Спешка прекращена.
Там, где толпы кишели,
Радуется тишина,
Радуется и плачет,
Шепотом или навзрыд.
Что она хочет и значит?
Голосом чьим говорит?
Вместо одной из многих
Сюзанн, Марианн, Услад
(У каждой плечи и ноги
И аппетитный зад), -
Со мной разговор затевает,
Все громче свое запевает
Химера? абсурд? пустота? -
И ею ночь городская
Гуще, плотней занята,
Чем всеми теми многими,
С кем спариваемся мы.
И кажемся мы убогими
Жителями тьмы.
Реальность стала местом, где нет места горестям, печалям и утратам. Местом, где людей выращивают в пробирках, поправляя тот или иной ген, а такие слова как “мать” и “отец” считаются оскорблениями и вызывают на лицах только недоумение. А понятие брака так вообще немыслимо! Ты никогда не будешь одинок, везде и всюду люди будут окружать тебя, а, если заскучаешь или подкрадется грустиночка, то просто прими сому и станет намного легче. В этом месте нет горя утраты, потому что с младенчества вкладываются мысли о нормальности смерти человека, о нормальности его нестарения. И не только эти мысли проговариваются сотнями и тысячами раз, дабы окончательно запрограммировать нового жителя идеального общества. В этом мире будто была отрезана вся та сторона жизни отличная от радости и получения удовольствия. Но не все люди живут так, как завещал великий Форд. Некоторые выходят за границы этой жизни, будто являясь ошибкой в системе. Такой, скажем так, незначительной ошибкой и представляет собой наш герой, Генри Фостер. В своих приключениях он доходит до того, что привозит в это прекрасное место еще более неслыханного в своем мышлении и поведении человека по имени Джон. И далее мы узнаем, сможет ли такой человек прижиться в обществе стабильности. Роман вполне ровный и читается легко, скучать мне не пришлось. Но каких-то шокирующих моментов и сцен я не заметила. Однако мыслишек на подумать оставляет, особенно запомнился диалог Дикаря с Мустафой. Вообще было интересно наблюдать за действиями, так скажем, людей из абсолютно разных по воспитанию миров. Прям как в жизни, когда живешь уже со своими тараканами лет эдак двадцать-тридцать менять концепцию (или, упасибоже, подвергнуть ее сомнению) и расставаться со своей прежней тараканьей тусовкой нелегко. Но не давала мне покоя мысль о том, как человек, которому попалась ну прям очень трудная в освоении книга, смог разгадать ее и понять смыслы, имея под рукой только свою мать, которую научили говорить только все самое необходимое для стабильного общества… Это для меня стало одной большой загадкой романа. :D Тем не менее я давно хотела прочитать это произведение и нисколько не пожалела, что смогла-таки познакомиться с ним.
Действие разворачивается в далёком будущем в XXVI веке, в едином Мировом Государстве, где правит эра Форда. Общество достигло полного порядка и довольства, устранив войны, болезни и прочие бедствия. Люди больше не рождаются естественным путём – детей выращивают искусственно в специальных инкубаторах, разделяя будущих граждан на касты ещё на стадии эмбриона. Слова "мать" и "отец" превратились в неприличные ругательства, ведь семьи упразднены как пережиток прошлого. После появления на свет все дети воспитываются государством, их приучают любить свою касту, потреблять товары и не задавать лишних вопросов.
Главный сюжет развивается вокруг нескольких персонажей, чьи истории переплетаются. Бернард Маркс, представитель касты альф, ощущает себя чужаком в благополучном обществе: ему не дают покоя мысли о собственной индивидуальности и смысле жизни за пределами бесконечных удовольствий. Вместе с ним живёт по расписанию и условностям Ленина Краун, типичная гражданка нового мира, привыкшая следовать правилам и получать удовольствие от жизни как надо. Перелом наступает, когда Бернард и Ленина отправляются на экскурсию в Заповедник дикарей — единственное место, где ещё сохраняются примитивные порядки старого образца (люди там рождаются естественно, стареют, имеют семьи и верят в религии). Там герои знакомятся с Джоном, молодым человеком, выросшим в этом заповеднике, сыном женщины из цивилизованного мира. Бернард привозит Джона в Лондон, рассчитывая произвести сенсацию. Появление Джона в утопическом обществе становится центром конфликта: столкновение мировоззрений — естественного человеческого воспитания и искусственно сконструированной цивилизации — заставляет вскрыть скрытые противоречия дивного нового мира. Через взгляд Джона читатель вместе с героями увидит обратную сторону идеального общества: цену, которую приходится платить за всеобщее счастье.
Роман богат идеями, но основные темы лежат на поверхности и легко считываются даже при самом общем взгляде:
Искусственное счастье ценой свободы и чувств. В дивном новом мире все счастливы, потому что их с детства запрограммировали быть довольными своей жизнью. Любой признак неудовлетворённости мгновенно гасится с помощью наркотика сома, который действует как универсальное успокоительное и антидепрессант. Однако это счастье оборачивается тотальным контролем над людьми — они разучились испытывать глубокие чувства, не знают ни любви, ни страха, ни истинной радости. Хаксли показывает, что общество, избавленное от страданий, утрачивает и подлинную человечность. Жители утопии не свободны выбирать свой путь: за них всё решено заранее ради общего блага.
Роман написан доступным языком, не перегружен излишне сложными метафорами, зато дарит пищу для ума и хороший повод пересмотреть взгляд на окружающий мир.
"О дивный новый мир" заслуженно входит в золотой фонд мировой фантастики и доныне читается свежо и остро. На поверхностном уровне это увлекательная фантастическая история о приключениях чужака в утопическом будущем. Но за занимательным сюжетом проступает серьёзное предупреждение о судьбах человеческой цивилизации.


