Hajm 176 sahifa
2025 yil
Kitob haqida
Как русский мат проникал в литературу – от классиков до современников? Почему одни ругательства табуированы, а другие превращаются в эвфемизмы? Как меняется обсценная лексика под влиянием законов и Интернета? И почему, несмотря на все запреты, русский язык без мата – уже не совсем русский?
Как устроен этот пласт языка и почему он так прочно вплетен в нашу речь, рассказали доктора филологических наук Анатолий Баранов и Дмитрий Добровольский.
Чем обычно с точки зрения простого обывателя занимаются доктора филологических наук? Глотают пыль в библиотеке и с ходу вспоминают слова с любой строчки 40-й страницы "Преступления и наказания", активно картавя и поправляя очки. "Запретные слова" – тот самый случай, когда даже им можно оттянуться по полной. "В эсхатологических, то есть критических, ситуациях раньше часто слышалось "п*". Сейчас стали часто употреблять "е*!". И это только предисловие! Ярких цитат могло быть больше, но Роскомнадзор, знаете ли! А со звёздочками получается не то пальто, уж извините!
Будут здесь и тенденции в развитии обсценной лексики, и, разумеется, примеры из классики (без Пушкина никуда!), и важнейшие вопросы языкознания (как пишутся некоторые матерные идиомы – слитно или раздельно), а также правовые основы употребления со ссылками на всяческие КоАПы. По ходу авторы вспомнят и розовую кофточку Киркорова со всеми судебными последствиями, плюс обратятся к концептуальному анализу, где найдётся место (половому органу) в языковом сознании и (другому половому органу) в теории, поскольку на практике всем всё понятно.
В послесловии авторы напишут, что вообще-то они не сторонники матерщины, а интерес лишь в том, чтобы узнать, как при всех ограничениях живёт и выживает русский мат. И отвечают сами себе (и нам): прекрасно! Ну мы-то и сами в курсе. Проходя мимо детской площадки, понимаешь, что догоняющие тебя не очень парламентские выражения генерятся детьми 10–11 лет. Болезни молодеют, так что надо быть и здесь во всеоружии.
Несмотря на то что под свой текст филологи подвели необходимую базу, кажется, что основная цель была всё-таки похулиганить на работе, ведь книга пропитана моментами, которые объяснять и не требуется (но они пытаются со всей серьёзностью и основательностью). В пику Капитану Очевидность (даже двум) получился интересный и развлекательный заход на территорию, которая обычно больше существует в "устном народном творчестве". Как говорится, жопа есть, а слова нет. И пора бы уже выбить грант на её исследование.
Sharhlar, 1 sharh1