Судьба человека, родившегося и прожившего жизнь в не лучшее время и не лучшем месте. Читается легко. Отмечу отличное прочтение аудиокниги А.Белым.
Kitobning davomiyligi 4 s. 00 daqiqa
2021 yil
Я не чёртик!
Kitob haqida
О чем поет коростель? Не всем по вкусу его странная песня… Как не все родители хотят, чтоб их ребенок дружил с девочкой-инвалидом… А если эта девочка несет в себе солнце и радость? И с ней Валерке интересно, как ни с кем другим? Ведь только Зинка может сказать о себе: «Я супергерой! Я – девочка-коростель…» Что это значит?
Могу быть предвзятым, но... взята какая то история, взято что то от алешковского, немножко закос под того же Газданова (но бледный) и вот оно новое творение Саши Филипенко. Все как то средне, не сказать что плохо пишет но не сказать что произведение удалось. Про репрессии и получше есть про судьбу человека тоже получше есть. Почему такая высокая оценка - мне непонятно
Имя Саши Филипенко для меня не ново. И не могу сказать, что я горячая поклонница его творчества - на мой взгляд, в прочитанных предыдущих трёх ( Саша Филипенко - Красный крест , Саша Филипенко - Возвращение в Острог , Саша Филипенко - Травля ) чего-то не хватало. Его истории казались, скорее, журналистским расследованием с вкраплением фантазии автора, чем полноценным художественным полотном. А вот эту книгу могу назвать успехом писателя.
Главный герой - реально существовавший человек, Петр Ильич Нестеренко, бывший военный летчик, белый офицер, эмигрант и... директор московского крематория. Книга начинается арестом Нестеренко 23 июня 1941 года и состоит практически из монолога героя, прерываемого диалогом со следователем. Главы и называются допросами. Автор написал роман на основе протоколов допросов и, возможно, дневников Нестеренко. Но это не нон-фикшн, здесь в отличие от предыдущих книг явно добавлена художественная составляющая и прежде всего обращение к далёкой и уже несуществующей любимой. Вот не знаю, существовала ли Вера в самом деле, думаю что нет. Но параллельно герой рассказывает нам о своей жизни: о воспитательных методах отца, об учебе и потом службе, о I Мировой и Гражданской войнах, о трудностях в эмиграции, о возвращении и, наконец, о работе директором 1 Московского крематория на Донском кладбище, когда в "1-ю смену", днём, он работал с обычными покойниками, а по ночам - с расстрелянными по репрессивным делам. Эту историю о крематории я вообще-то знала, в романе у Саши, кстати, этого нет, а крематорий располагался между прочим в храме! Думаю, Филипенко решил не шокировать читателей хотя бы этим, потому что здесь, в книге, и так многое не укладывается в голове. Ведь как такое могло быть, чтобы в крематорий продавали билеты для наблюдения за процессом сожжения тел? Или верхом цинизма можно назвать то, что машина-перевозка имела на своем борту надпись "шампанское" или "хлеб"?!
В некоторых отзывах приходится читать, что автор идеализирует своего героя. Нет, мне так не показалось. Мне показалось, что здесь Саша Филипенко выступил в роли исследователя. Например, что должен чувствовать человек, имея такую работу, когда его арестовывают и он понимает, что его ждёт? Или что должен чувствовать человек, когда среди расстрелянных находит тело любимой женщины, при этом сам находясь внутри "системы"? Многие, уверена, мне возразят: сколько можно про репрессии? Но ведь Филипенко не претендует на роль Шаламова или Гинзбург. Он вовлек в художественную форму рассказ об одном конкретном человеке с очень яркой, хоть неоднозначной и непростой судьбой.
Встречаются на страницах романа в рассказе героя и другие реально существующие люди. И если про писателя Гайто Газданова я, конечно, знала и даже кое-что читала у него, то имя летчика Ивана Лойко было для меня ново, но фамилия заставила предположить, что это уроженец Беларуси, и лезть в интернет. И да, я не ошиблась. И, к слову, его биография не менее интересна, чем у Нестеренко!
Задумалась и о названии. Кремулятор - машина для измельчения праха. Что имел в виду автор? Кремулятор - человек, который через себя все пропустил? Или репрессивная система, которая ничего после себя не оставляет, кроме кучки пепла? Или глобально - история, которая всё перемелет?..
И тем не менее, при всех плюсах, отметила бы один минус - не очень удачная, на мой взгляд, концовка: слишком поэтизированная, когда влюбленные встречаются в загробной жизни. Но это мое субъективное мнение.
Этот роман можно рассматривать по-разному. Как констатация исторических фактов, как рефлексия эмигранта, как сага о любви... В любом случае в сегодняшних реалиях на нашем страшном витке истории книга воспринимается очень актуальной, и я очень надеюсь, что по ней когда-нибудь будет снят фильм и(или) поставлен спектакль. Книгу, кстати, слушала в просто невероятном исполнении Анатолия Белого, и это прочтение воспринималось как спектакль! Время 6 час. 27 мин.
Я не призываю читать эту книгу тех, кто слишком раним, а также тех, кто пытается отрицать репрессии 1920-1940-х: для первых это будет дополнительная травма, для вторых - повод для очередной злобы и отрицания. Дай Бог никому не испытать того, что испытал герой романа и многие другие его современники.
Саша Филипенко Кремулятор
( и опять Белый на высоте, он и за следователя, и за Нестеренко, и за весь народ говорил)
Сам роман состоит из допросов и дневников, сменяющих друг друга. В первые дни второй мировой арестован по подозрению в шпионаже бывший белый офицер, эмигрант, а затем и возвращенец , занявший должность управляющего всеми кладбищами столицы, человек с гибкой моралью и большими возможностями, "но не более того".
Автор приоткрывает некоторые тёмные моменты истории "душегубок" и "утилизации конечного продукта".
Для меня Кремулятор - это не только некий аппарат, измельчающий всё то, что не испепелил огонь печи, но и сама система, люди , которые пожирали себе подобных, перемалывали в пыль судьбы и народы.
И ещё раз о любви. Единственной безоговорочной любви всей жизни Петра Нестеренко, уроженца Харьковской области, к Вере, Верочке. Пронёс через всю жизнь, надеялся на второй шанс быть с ней, и , в конечном итоге, соединившим их навсегда ( тут сразу вспомнила Амстердам Макьюэна, мда, любовь и страсть, а жить хочется, но не более того)
Понравились вставочки про эмиграцию и Гайто Газданова, которого читала, и была интересная мысль, чем отличается европейская литература от русской. Своими словами . Русские - это про то "как" написать . Европейцы - о "чём". Мне же нужен баланс о чём и как, в этой книге всё в гармонии, идеально .
10/10 с автором не прощаюсь, просто нужно продышаться
Izoh qoldiring
Izohlar
13