Kitobning davomiyligi 14 s. 31 daqiqa
1855 yil
Севастопольские рассказы
Kitob haqida
Высокая человечность, прославление мира как естественного состояния жизни соединяются в Севастопольских рассказах с патриотическим воодушевлением.
В этот сборник вошли «военные» произведения, написанный Толстым в разные годы, – потрясающий по силе, бессмертный цикл «Севастопольские рассказы», воспевающий мужество русского народа во время Крымской войны, драматичные, увлекательные повести времен «покорения Кавказа» «Хаджи-Мурат» и «Кавказский пленник» и социально-психологические рассказы «Два гусара» и «После бала», в которых автор создает убедительные, глубокие и зачастую весьма неожиданные образы российских офицеров.
© ООО «Издательство АСТ», 2023
Цикл, состоящий из двух рассказов и одного очерка-эссе, знакомит нас с Крымской войной 1853-56 гг., однако не со всей кампанией, а только лишь с обороной Севастополя. Первый очерк повествует о событиях декабря 1854 г. Но скорее даже не о событиях, а даёт нам кусочки общей картины города, отдельные обрывки рассказов жителей Севастополя о переживаемом, о соседстве жизни и смерти, а также какие-то описания то улиц города, то каких-то укреплений, то госпиталя с ранеными и увечными. И во всём этом просто чувствуется решительный настрой на твёрдую оборону от супостата.
Второй рассказ переносит нас в май 1855 г. и знакомит с офицером Михайловым. Который неспешно прогуливается по городу, встречаясь с офицерами из аристократических кругов (и тут Толстой вволю прохаживается по сути этого понятия) и готовясь в очередной, тринадцатый раз идти на бастионы. Понятны страхи молодого человека перед возможной гибелью, однако решимость выполнять свой долг превыше страхов. И потому когда началось «дело», то штабс-капитан ведёт себя вполне достойно и при получении ранения не уходит в госпиталь — ему стыдно, что могут подумать, что он струсил. Наступившее перемирие сводит противников вместе, и солдаты двух воюющих сторон охотно пытаются как-то общаться друг с другом — казалось бы вот он, мир, стоит только захотеть… Но вновь открывается огонь из пушек и мортир и те, кто только что разговаривал, ожесточённо стреляют друг в друга.
Третий рассказ переносит нас в август 1855 года, в качестве главных героев выступают два брата Козельцовы — старший после ранения и госпиталя возвращается в Севастополь, а младший едет туда же добровольцем под влиянием патриотических чувств и порывов. А дальше каждого из братьев ждёт своя судьба — старший возвращается в свой полк и видно, что солдаты очень хорошо относятся к своему командиру. А младший попадает в свою часть и отправлен на Малахов курган, испытывает сильное ощущение страха и боится оказаться трусом. С началом штурма оба офицера ведут себя весьма достойно, однако ни тому, ни другому не повезло — оба погибают во время штурма. Заканчивается рассказ картиной эвакуации армии и жителей Севастополя на Северную сторону, при этом у всех общее чувство горечи.
Рассказы отличаются от привычных военных повествований тем, что в них автор нисколько не героизирует войну и всё, на ней происходящее. Скорее наоборот, Толстой старается заглянуть в мысли и чувства и своих главных героев, и других персонажей рассказов, стремится показать чудовищность и бессмысленность войны. Книга закончена и издана ещё до подписания мирного договора, т. е. когда ещё состояние войны длилось Возможно, автор хотел познакомить российское общество с истинной картиной современной войны и снизить накал глупого «патриотизма» — всё-таки войну делают не «герои», а военные специалисты. Умелые и обученные. А не 17-летние юнцы.
strannik102 вам делать нечего было так много и нудно пересказывать о чем написал Толстой? Думаете у вас получилось лучше, чем у Толстого?
По моему глубокому убеждению в отзывах надо писать именно своё восприятие и отношение, а не пересказывать сюжет. Особенно этот садизм умиляет меня в детективах или триллерах. Как в древнем анекдоте: " дяденька, дай денег, а то скажу кто в фильме убийца!"
Несколько раз не брала читать явно хорошие книги из за слишком подробных отзывов-пересказов.
Очень люблю спектакли, поставленные фирмой Vox records. Этот не исключение. Артисты подобраны замечательно, игра идет слажено, очень точные интонации, слушается очень легко. Очень хорошо подобраны музыка и звуковые эффекты, а финал поставлен просто превосходно. Вот это помогло получить удовольствие и от самого произведения. Как-то уж больно, на мой взгляд, неровно написана книга. Севастополь в декабре произвел на меня большое впечатление, казалось замечательная книга, одно удовольствие ее слушать. А дальше.. Вроде бы и очень точные характеры героев, жизненные наблюдения, но не трогало за душу, как первая часть. Первая часть прошла под девизом:
увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти...
, а дальше.. Не тех героев он выбрал, о которых хотелось бы почитать.
Мне часто приходила странная мысль: что, ежели бы одна воюющая сторона предложила другой – выслать из каждой армии по одному солдату? Желание могло бы показаться странным, но отчего не исполнить его? Потом выслать другого, с каждой стороны, потом 3-го, 4-го и т. д., до тех пор, пока осталось бы по одному солдату в каждой армии (предполагая, что армии равносильны и что количество было бы заменяемо качеством). И тогда, ежели уже действительно сложные политические вопросы между разумными представителями разумных созданий должны решаться дракой, пускай бы подрались эти два солдата – один бы осаждал город, другой бы защищал его.
увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти...
Я люблю, когда называют извергом какого-нибудь завоевателя, для своего честолюбия губящего миллионы. Да спросите по совести прапорщика Петрушова и подпоручика Антонова и т. д., всякий из них маленький Наполеон, маленький изверг и сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтоб получить лишнюю звездочку или треть жалованья.— Севастополь в мае
Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать.— Севастополь в мае
Вы увидите, как острый кривой нож входит в белое здоровое тело; увидите, как с ужасным, раздирающим криком и проклятиями раненый вдруг приходит в чувство; увидите, как фельдшер бросит в угол отрезанную руку; увидите, как на носилках лежит, в той же комнате, другой раненый и, глядя на операцию товарища, корчится и стонет не столько от физической боли, сколько от моральных страданий ожидания, – увидите ужасные, потрясающие душу зрелища; увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти…
Izohlar, 2 izohlar2