Хорошая книга. Чётко, структурированно, без воды и лишнего пафоса. Однозначно достойный прочтения материал. Тот момент, когда понимаешь что у коммунистов-защитников памятников Ленина и антикоммунистов-реднеков из глубинки США больше общего, чем кажется. Борьба за память это важный контур любых общественный противостояний.
Kitobning davomiyligi 5 s. 51 daqiqa
2022 yil
Битва за прошлое. Как политика меняет историю
Kitob haqida
История давно перестала быть уделом только лишь ученых, превратившись в одно из самых мощных орудий в битвах политиков. Разрушенные монументы, переписанные учебники, новые названия улиц – мы это видели не раз и, похоже, не избежим в будущем. Разные интерпретации мировой истории встали на службу политическим менеджерам, но в этот момент столкнулись с волей народных масс. Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Курилла на конкретных примерах показывает, как меняется прошлое и кому это нужно, а также рассказывает, как наше обращение к истории и ее новая трактовка влияют на внешнюю и внутреннюю политику разных стран.
Автор поднимает сразу несколько важных тем. Почему история – это всегда инструмент национального или иного мифа? Как в разных странах пытались успешно/не очень решать проблемы исторической памяти? И на конкретных кейсах разбирает это.
Хочу сразу похвалить озвучку и голос чтеца, как по мне идеально подходит к материалу.
Темы очень неоднозначны. Круто, что автор постарался быть беспристрастным и рассказывать о тех или иных исторических событиях объективно.
Особенно, что касается нашей страны и противоречивых страниц её истории. Но интереснее всего было читать о зарубежных эпизодах, многие из них я впервые узнал именно из книги.
Интересно, с погружением в контекст и обстоятельства истории, но без сложных и академических терминов. При этом автор ссылается на авторитетные исследования.
Люблю науч-поп такого рода
Под впечатлением!!! Удачный стиль, всё оч грамотно выстроено.
Диктора приятно слушать. Имхо, тоже важно
Погружение в политические интриги и их контекст просто на 5 баллов с плюсом. Особенно много нового узнал про т.н. фрески Арнаутова – наш русский белоэмигрант изобразил на фреске про события 18 века убитого индейца – и вот только пару лет назад индейская общественность начала требовать всё это «закэнсэллить».
Izoh qoldiring
председатель Российского военно-исторического общества и бывший министр культуры Владимир Мединский, прямо призывал поддерживать мифы, а не историю
Этим апеллированием к истории Россия традиционно отличалась от США, в которых политические разговоры чаще велись с использованием не отсылок к прошлому, а понятий – идеалов, таких как демократия
этом ряду особое место занимает российский вариант мемориального закона, названного запретом «реабилитации нацизма». Он не затрагивает преступления коммунизма (как и законы, принимавшиеся в Западной Европе), но также выносит ответственность за пределы собственного государства и защищает «прогосударственный» нарратив, как это делают восточноевропейские мемориальные законы
Концепция первая. Новая «государственная школа» Основы подхода: подчеркивать ведущую роль и заслуги «строителей государства», причем практически любые затраты и жертвы оправдываются целью достижения величия России. Среди героев отечественной истории – Михаил Романов и Петр I, Сталин, а особенно Александр III, среди антигероев – все революционеры и диссиденты. Отношение к Ивану Грозному двойственное: считается, что он пытался укрепить государство, но итог оказался противоположным, вскоре наступила Смута. Внешняя экспансия всегда оправдана обеспечением безопасности и необходимостью получения доступа к ресурсам и торговым путям. Главные «фигуры умолчания» – коррупция чиновников, негативные результаты деятельности «героев» и преступления государства (усиление крепостного права и страдания крестьянства при Петре, ГУЛАГ, масштабы репрессий и количество жертв модернизаций сверху). Концепция вторая. Либерально-западническая Основы подхода: история России – летопись борьбы общества с государством за право определять судьбу страны, постепенная эволюция государственного строя в направлении европейской демократии. Среди героев – реформаторы-либералы: Александр I, Никита Хрущев, Михаил Горбачев, а также Петр Чаадаев, представители либеральной интеллигенции, партия кадетов в начале XX века, диссиденты-правозащитники советских времен. Отношение к Петру I двойственное: его хвалят как западника, но осуждают за жестокие методы проведения реформ. Среди антигероев – Иван Грозный, Сталин. Внешняя экспансия в некоторых случаях оправдывается (в основном в восточном и южном направлениях, поскольку «несла прогресс отсталым народам»), но осуждается в западном направлении (Польша, Прибалтика), так как навязывала более развитым народам отсталые формы государства. О чем умалчивается: о необходимости выживания государства в условиях европейской экспансии XVII–XIX веков и мировых войн XX века, о противоречиях между либерализмом и демократией. Концепция третья. Националистическая Основы подхода: Россия – «государство народа русского», история страны – постепенное освоение русским этносом пространств Восточно-Европейской равнины, Сибири, Кавказа и Средней Азии с мирным вхождением в состав государства других этносов на правах младших братьев. Пробиравшиеся к власти представители «малых народов» причиняли, как правило, вред Российскому государству. Украинцы и белорусы – часть русского народа, обманом отсеченная от великой общности. Герои учебника – Петр I, Александр III (с оговоркой «несмотря
«Этот человек ваш друг. Он воюет за свободу». Американский постер времен Второй мировой войны
Izohlar
8