Переписка двух обычных людей – Макара Девушкина и Варвары Добросёловой, проживающих часть своей нелёгкой, в постоянной нужде, жизни – кого сейчас это может заинтересовать?
Оказывается, может. В сорока с небольшим письмах – материала для анализа, в том числе психо – пруд пруди! Думаю, они уже давным-давно как перелопачены вдоль и поперек знающими людьми.
Фёдор Михайлович красочно, в духе своего времени показал чувственное общение. Получилось у него это хорошо, наверное, потому, что он вложил в эти письма эмоциональный посыл своей собственной переписки с родными.
Тронули обращения Макара к Варваре – маточка, ясочка! Тексты Макара Алексеевича, стареющего служащего, как мне кажется, – это коктейль отцовской заботы, мужского преклонения перед тяжелой и ответственной ролью грядущего когда-нибудь материнства, сыновнего обожания и в то же время вполне объяснимого инстинктивного мужского влечения к молодой девушке.
Варвара, конечно, тоже не однобока в эмоциях – милостливый государь, мой благодетель, Макар Алексеевич! Показалось, что она стремиться вырваться из правила взаимного обмена – возвращает направленные ей деньги обратно, попрекает за подаренные ей сладости, интуитивно чувствуя опасность возникновения ненужных обязательств. Однако, кое-что все же принимает и оставляет.
Финал этой, безусловно интересной истории, логичен и предсказуем. В состоянии бедности, балансирующей на грани с крайней нищетой, выбор, который был сделан Варварой Добросёловой – дать согласие нелюбимому человеку на замужество, обеспечив себе дальнейшее благосостояние, но едва ли счастливое будущее и покинуть своего корреспондента по переписке – уместный, адекватный и, возможно, единственный. Судя по предсвадебному поведению героини, в котором, как мне показалось, уже сквозили деловитые замашки будущей помещицы, Варенька, вероятней всего, сможет в дальнейшем, влиться в эту новую роль – роль подвластной барыни в поместье скупого, прагматичного и свободного от чувств Быкова.
А что же Девушкин? В ситуации, когда решилась судьба Вареньки, в первую очередь, он вспомнил о себе – как же я буду теперь? Кому же я буду писать письма? Кто будет их Вам доставлять? Попрекает себя, что нужно было сделать иначе, вплоть до возможности расстроить свадьбу. Проявление эгоистических черт Макара имеет в основе, по-видимому, одно объяснение – от человека удалили объект, способный приносить ему единственное наслаждение в его унылой и серой жизни – наслаждение открытого, доверительного, интимного общения, общения издалека, на расстоянии, когда ты не хочешь касаться объекта или видеть его физически, а только воображаешь, представляешь, вопрошаешь, продумываешь диалоги, угадываешь.
Бедные люди – они таковы не потому, что постоянно испытывают нужду, а потому, что они под гнётом обстоятельств не в состоянии выбирать то, что они хотят, что им подсказывает сердце, что сможет их сделать по-настоящему счастливыми…
Izohlar
23