Kitob davomiyligi 6 s. 19 daqiqa
2025 yil
Стихи и вещи: Как поэты Серебряного века стали иконами стиля
Kitob haqida
Среди любителей поэзии едва ли найдется человек, который не хотел бы знать, как выглядели и что носили его любимые поэты. Многие помнят желтую кофту Маяковского, модную кепку Есенина, знаменитую челку Цветаевой или синее платье Ахматовой с портрета кисти Альтмана. Именно этих поэтов Серебряного века рассматривает Екатерина Горпинко, и каждому посвящена отдельная глава. Выбор автора не случаен и основан не только на личных предпочтениях: героям этой аудиокниги удалось создать свой неповторимый, запоминающийся стиль, который проявился в том числе и во внешнем облике. Мода стала для них одним из способов самовыражения, и, как пишет автор, большинство предметов, попав в их гардероб, приобретали статус символа. Аудиокнига открывает новые грани личности прославленных поэтов и расширяет знания о культуре Серебряного века.
Великолепно! Живо, с большим количеством мемуарных материалов, позволяющих глубже понять Поэтов и Эпоху.
У чтицы приятный голос. Я строга в оценках, но придраться практически не к чему)
Покупаю книгу в бумаге после прослушивания)
Замечательно. Озвучка Екатерины Осоченко на высоте, похоже на аудио спектакль. Ненавязчивое повествование..
Есенин, Маяковский, Ахматова, Цветаева открываются с новой стороны, становятся ближе, расширяются. Рекомендую
Я трижды начинала писать про эту книгу, которая прочиталась залпом и с удовольствием. Но ничего приличного так и не вышло. Поэтому можете дальше не читать, просто имейте в виду, что она хорошая. Настолько, что прослушав ее в аудио (озвучка отличная!), я купила бумажную (а я это делаю последнее время исключительно редко). И не только из-за фотографий, а просто хотелось, чтобы была. Ну и она такая чудесно желтая.
Попытка рецензии.
На удивление гармоничная получилась книга, несмотря на то, что предмет ее исследования – выглядит на первый взгляд несколько сомнительным и не самым симпатичным. Полвека назад его бы и вовсе назвали мещанским и пошлым. Ну казалось бы, где вещи, и где стихи? Материальное и приземленное рядом с волнующим и вдохновительным. И вообще, зачем? Зачем нам знать, в чем ходила Цветаева и какую канцелярию любил Маяковский? Не лучше ли оставить стихи свободными от лишних ассоциаций и не ковыряться в чемоданах и шкафах их авторов?
Вопрос, как водится, неоднозначный. Чем старше я становлюсь, тем интереснее кажутся взаимосвязи текстов с реальностью, то, как ловятся в стихах эмоции, чувства, какие-то сиюминутные (но важные) мелочи, отражение быта, настроения, века. Да, отчасти это такое guilty pleasure. Но можно подглядывать в замочную скважину, а можно восхищенно смотреть на любимого автора, открывая для себя новые смыслы в его строках. Вот эта книга – она про второе, она про восхищение и любовь.
С одной стороны, она вроде не для новичков. В смысле, если вы не знакомы с поэзией Маяковского, Цветаевой, Есенина и Ахматовой (мне трудно такое представить, но мало ли), и вообще знаете про них только пару строк из школьного учебника, то, наверное, она вам не нужна. Потому что разбирать вышивку на манжетах хорошо тогда, когда рубашка уже сшита. С другой стороны, она настолько легко, увлекательно и вдохновенно написана, что проглатывается залпом и жалеешь лишь, что так мало. И может это будет хорошим поводом продолжить знакомство.
Но это все была лирика и эмоции.
Что внутри? Четыре небольших эссе, в каждом из которых автор пытается обратить внимание на всякие милые мелочи, которые так удачно вписаны в жизнь и эпоху, что читаешь словно о друзьях и соседях. Встречается и забавное:
А с нашей
красотой суровою
костюм
к лицу
не всякий ляжет,
мы
часто
выглядим коровою
в купальных трусиках
на пляже.
Мы выглядим
в атласах –
репою…
Забудьте моду!
К чёрту вздорную!
Одежду
в Москвошвее требуй
простую,
лёгкую,
просторную.
Мне казалось, что уж про Цветаеву я знаю почти все, но даже тут нашлись какие-то любопытные моменты. Вот вообще не ожидала, что она хоть когда-то уделяла внимание платьям. А все же да. И очень правильная глава про кольца и перстни. Мне кажется, что их символизм и легкая тень мистики, лежащая на этих украшениях, всегда были для нее важны. Здесь меньше всего стихов, но зато много отрывков завораживающей Цветаевской прозы. Вот все-таки никто так не писал, ни до, ни после. Очень люблю.
Пожалуй, единственная часть, которая имеет легкий желтоватый оттенок – про Есенина. Видимо автор не особенно его ценит, и местами позволяет себе довольно компрометирующие намеки. Не буду комментировать, я и сама не особенно люблю этого поэта. Так что сами читайте.
Часть, посвященная Ахматовой, наверное, самая короткая. Но очаровательная. Конечно не обошлось без упоминания знаменитой шали. Кто только про нее не написал!
Вполоборота, о, печаль,
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.
(Мандельштам)
«Красота страшна» – Вам скажут, –
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан – в волосах.
«Красота проста» – Вам скажут, –
Пёстрой шалью неумело
Вы укроете ребёнка,
Красный розан – на полу.
(Блок)
В общем, это было прекрасное!
Насчет подзаголовка «как поэты серебряного века стали иконами стиля» - то пусть он вас не смущает. Никакой вот этой маркетинговой нелепости в книге нет.
Отличная книга, понравилась. Много интересных фактов и деталей. Поэты предстали в новом свете. Понравился чтец, приятно слушать.
Sharhlar, 4 sharhlar4