Kitobning davomiyligi 13 s. 19 daqiqa
2018 yil
Убить Бобрыкина. История одного убийства
Kitob haqida
Роман «Убить Бобрыкина. История одного убийства», принесший своему автору Александре Николаенко премию Русский Букер, был принят читающей аудиторией противоречиво. Рассказ о не вполне здоровом главном герое Саше Шиши не с его кровожадной idée fixe одни сравнивают с русской классикой, другие называют экспериментальным, некоторые считают бессодержательным, а кто-то рассматривает как мета физическое высказывание. Одни хвалят, а другие – не истово ругают роман за «литературоцентричность». Спорят даже, о любви ли он или о смерти. Но все сходятся на том, что «Убить Бобрыкина» – это роман сильный и показательный для сов ременного литературного процесса в России.
Аудио-запись «Убить Бобрыкина» прослушала, почти не отрываясь – однозначно очень хороший чтец – Дмитрий Креминский, и книга очень (на мой вкус) образным языком написана. Словесные картины – и в реальности, и в фантазиях главного героя Саши Шишина – не только зримы, но будто ощутимы на запах-слух-осязание и густо насыщены настроением, а не просто повествуют о «героях и событиях». Кстати, событий, да и героев в книге – очень мало. Но за сам по себе такой минимализм я автора (Александру Николаенко) как раз не упрекну. Что касается критики, то отчасти мне хочется согласиться с мнением Ольги Тимофеевой в её статье «К Бобрыкину присела на колени» в № 137 Новой газеты от 8 декабря 2017г. Однако я не могу судить на равных с подобными знатоками литературы. В то же время у меня есть свои (субъективные) замечания рядового читателя. С середины и далее меня стало раздражать:
1. Давящее однообразие замкнутости на мечтах о Тане.
2. Путаность – где явь, где сон, где воображение гл. героя; (есть наверно читатели посообразительнее меня, коим легко в этом ориентироваться, но мне было не легко). Я предпочитаю бо́льшую простоту и чёткость в обозначении: что, когда и где происходит.
3. Не понравилась неясность конца. Я не поняла: ограничилось ли всё словами реальной Тани реальному Сане, что, мол, она с Бобрыкиным (которого любит) переезжает, а Сане желает «счастливо оставаться»? Или вдобавок к этому Саша Шишин укокошил, вроде бы, свою мать? Или нет? Или она просто умерла? Или не умерла?
«Предъявлять», что эта работа не пойми какую мораль и какие идеи «в себе несёт», я не буду:)). Так как она «в себе несёт» весомую порцию правды жизни о таких двух героях, как Саша и его мама.
Но Саша мне кажется менее реальным, разве что – это всё же весьма сильно больной человек (а также – обделённый с детства не только материально, но и на редкость узким кругом общения, сведённым будто бы лишь до матери, Тани и Бобрыкина) – думается:
как же так? А друзья? Хоть какие-то ещё живые люди – его родные, приятели-сверстники (кроме Бобрыкина), близкие ему учителя-наставники? Где ещё люди, неформально с ним общающиеся? Хоть кто-то же должен был быть? Почему он, как в тюрьме из Тани-мамы-Бобрыкина? (Призрачно мелькнувший в конце эпизод с Сашиным отцом – не в счёт).
А вот мать его более реальна. И она мне более понятна. И я больше именно ей сочувствую из всех героев этой книжки. При всём её деспотизме и религиозно-суеверном маразме в ней есть проблески разума и воли (трагичные и остро-правдивые проблески).
А Таня – это в основном, вроде, как просто Сашина фантазия. Настоящая Таня ведь не пишет этих писем (если я правильно поняла)? Ведь если бы она – взрослая замужняя женщина, родившая и воспитывающая ребёнка – писала такие письма, то это было бы крайне странно и довольно омерзительно…
Но всё же я хочу закончить на том, что меня весьма сильно впечатлила созданная автором атмосфера, в которой живут герои книжки – тягостная, но чрезвычайно колоритная и часто очень метко выхваченная из реальности.
Ещё маленькое замечание оформителям обложки аудио-диска: автор не Александр, а Александра Николаенко (она – дама) :-)
Эта книга, змечательная, с удовольствием читала.
Особенно понравилась роль матери Шишина, сильная личность, гнетущая, иногда смешная. Но ведь персонажи этой книги и на самом деле живут между нами в реальной жизни. Психиатрическое заболевание , которое возбудила в Шишине его мать. Откуда маньяки потом получаются. И в тоже время жалость такая к мальчику Шишину, у которого раздвоение личности.
Книга написана легко, даже поэтично, хорошо читается, увлекает своим описанием сюжетов. Спасибо за эту книгу, позже хочу ещё раз перечитать.
Убойный текст. Поэзия совкового быта и сложные отношения всех со всеми. Первый раз столкнулся с таким русским. В каждой строке метафоры. Незабываемо.
День был тихий, белый. Снежным облаком лежало на крышах небо.
«Скипидар…» – прочтя, подумал он, он так любил прочтя подумать, что прочел…
«Скипидар…» – прочтя, подумал он, он так любил прочтя подумать, что прочел…
День встретил незаметный, хмурый. «Вчерашний», – догадался он.
Но чтобы не было конца у моря, всего лишь нужно берег пруда заслонить под козырек рукой. Всего лишь! Фокус-покус! чтоб морю не было конца. Чтоб не было окна – глаза закрыть. Чтоб завтра не было – всего лишь не проснуться. И все-таки мне грустно стало, Саша, о том, что как же мир потом, один, без нас?
Izohlar, 3 izohlar3