Kitobning davomiyligi 8 s. 06 daqiqa
1790 yil
Путешествие из Петербурга в Москву
Kitob haqida
«Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) А.Н. Радищева и сегодня поражает читателя трезвостью взгляда на российскую действительность, проникновением в суть проблем общественной жизни, многие их которых актуальны до сих пор, благородством позиции писателя-гуманиста. Радищев изображает современную ему русскую жизнь через призму идей французского Просвещения с его принципами свободы, справедливости, уважения к человеку. Не случайно, что власти нашли, что книга наполнена «самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общества … стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование против начальников и начальства … оскорбительными и неистовыми изражениями против сана и власти царской», и осудили его на смертную казнь, замененную ссылкой в Сибирь.
Если, читая, тебе захочется спать, то сложи книгу и усни. Береги ее для бессонницы.
Блеск наружный может заржаветь, но истинная красота не поблекнет никогда.
Если мы скажем и утвердим ясными доводами, что ценсура с инквизициею принадлежат к одному корню; что учредители инквизиции изобрели ценсуру, то есть рассмотрение приказное книг до издания их в свет, то мы хотя ничего не скажем нового, но из мрака протекших времен извлечем, вдобавок многим другим, ясное доказательство, что священнослужители были всегда изобретатели оков, которыми отягчался в разные времена разум человеческий, что они подстригали ему крылие, да не обратит полет свой к величию и свободе.
О природа, объяв человека в пелены скорби при рождении его, влача его по строгим хребтам боязни, скуки и печали чрез весь его век, дала ты ему в отраду сон. Уснул, и все скончалось. Несносно пробуждение несчастному. О, сколь смерть для него приятна. А есть ли она конец скорби?
В последний час, когда свет от нас преходить начинает и отверзается вечность, ниспадают тогда все степени, мнением между человеков воздвигнутые. Человек тогда становится просто человек.