Chiqarish muddati 06 daqiqa
2024 yil
Петровская набережная
Podkast haqida
Прогуляемся по уютному бульвару, идущему вдоль старейшей в городе Петровской набережной. Она несколько раз меняла свое имя, будучи и Невской, и Троицкой, поскольку рядом находился Свято-Троицкий собор, и даже набережной Императора Петра Великого. Современное название было присвоено уже в 20-е годы прошлого века.
В нескольких шагах от памятника Морякам и создателям флота России обратите внимание на встроенный в мощение компас, который является символом начала пути и правильно выбранного направления.
Магнитные компасы использовались еще поморами, которые называли их «матками». Так, в приходно-расходных книгах Соловецкого монастыря за 1645 год сказано, что монастырь «купил лодейных восемь маток, дано 24 алтына». Ими были оснащены суда Ивана Ерастова, совершившего в 1636–1640 годах поход на Индигирку, и кочи Дежнёва, на которых он в 1648 году обогнул Чукотский полуостров и открыл пролив между Азией и Америкой. В знак особого уважения к компасу этот прибор был изображен на паперти собора в Холмогорах. В этом городе они, судя по всему, и изготавливались.
Буквально через несколько метров вы увидите отлитые в бронзе следы — как вы уже догадываетесь, Петра I. Длина его шага достигала 84 см, что значительно превосходило среднюю длину шага обычного человека. При этом ходил Петр I быстро, что заставляло свиту, сопровождавшую его, двигаться практически бегом.
Одним из главных атрибутов как флота в общем, так и любого корабля, в частности, является якорь, изображение которого мы видим сразу же за Нахимовским сквером. В эпоху Петра якоря проходили довольно примитивную, но надежную проверку. Их кидали с определенной высоты на чугунный брус или доску. Если после этого якорь оставался целым, то на него наносили имя мастера, дату, место изготовления и литеру Р. Такой способ тестирования сохранился почти до конца XIX века.
На гербе Петербурга мы видим скрещение двух якорей: один с двумя кошками, то есть лапами, второй с четырьмя. Такие якоря были незаменимы на речных судах, поскольку были очень цепкими.
Встроенный в мощение литой чугунный образ якоря символизирует начало Петровской эпохи строительства флота, ускоренное развитие кузнечного дела, установление регламентов испытания производимых в стране изделий из железа.
Логичным дополнением морской темы служат рядом стоящие кнехты — это парная тумба на палубе судна для крепления тросов.
В конце бульвара находится медальон — символ Петропавловской крепости, встроенный в поле мощения. И поскольку один из бастионов крепости носит название Меншикова, самое время сказать о том, что именно здесь стоял дом первого губернатора, построенный на голландский манер: лепные золоченые наличники и высокий шпиль на крыше. И именно в его роскошных покоях принимали голландского шкипера, первым доставившего товары в новый город. Не раз во дворце веселился «всешутейший и всепьянейший собор».
Изначально дома на набережной были деревянными. Перед каждым из них находилась деревянная пристань, которую владелец участка обязан был своевременно ремонтировать за свой счет.
В 1710 году по воле царя на берегах Невы развернулось каменное гражданское строительство, и многие приближенные Петра I, у кого здесь были деревянные здания, начали возводить каменные дворцы.
24 марта 1781 года Екатерина II указала, чтобы «торговля наша не терпела по возможности никакой нужды», взамен сгоревших возвести новые пеньковые амбары на Городском острове, как тогда называлась Петроградская сторона. Для того чтобы расчистить место, за казенный счет выкупили стоявшие здесь дома и дворцы. Блестящий уголок петровского Санкт-Петербурга безвозвратно ушел в прошлое.