К нам приехал
Podkast haqida
Подкаст «Электронекрасовки» о приключениях иностранцев в России и их свидетельствах разных лет и эпох.
Что иностранцы вспоминали о пирах Петра I, чем их поразили Москва и Петербург разных веков, про подозрительность Ивана Грозного, о традициях, быте, еде и многих странностях, которые удивили интуристов в Московии, России или СССР.
Бальтазар Койэтт — голландский дворянин, эссеист, дипломат, губернатор и наместник ряда островов голландской Ост-Индии. В 1675–1676 годах Койэтт в составе посольства Нидерландов находился в Москве, где, помимо дипломатических дел, вёл довольно праздный образ жизни. Одно из сильнейших впечатлений Койэтта о Москве — это пожары. Согласно записям дипломата, дома горели почти каждый день и помногу.
В 1674 году в составе шведского посольства в Россию прибыл шведский дипломат Иоганн Филипп Кильбургер. Представители короля Карла XI были заинтересованы в укреплении торговых связей с Россией и для этого приехали на встречу к царю Алексею Михайловичу. Кильбургер скрупулёзно фиксировал увиденный им быт горожан и крестьян, подмечая, как устроена торговля, аптеки и московские дворы.
В 1603 году немецкий дипломат Иоганн Брембах приехал в Россию, где посетил Кремль, встретился с Борисом Годуновым и просто наблюдал за городской жизнью и архитектурой.
В 1602 году в Москву прибыл датский обергофмейстер Аксель Гюльденстиерне, сопровождавший принца Ганса Шлезвиг-Гольштейнского. Приехал Принц Датский с одной целью — жениться на дочери царя Бориса Годунова Ксении. Жених пришёлся ко двору, понравился царской семье, а сама Ксения с любопытством наблюдала за ним сквозь решётку. Принц рьяно принялся изучать русский язык и обычаи, получил прозвище «Иоанн королевич», но по странному стечению обстоятельств внезапно заболел и умер, так и не увидев лично своей невесты.
В 1599–1600 годах в Россию приехал Дон Жуан Персидский, бывший персидский подданный Орудж-бек Баята, который составил донесение о Москве для испанской монархии.
В 1557 году в Россию по торговым делам приехал венецианский посол Марко Фоскарино. В своей книге «Историческое сказание о Московском государстве» Фоскарино рассказывает о бытовании москвичей и их привычках.
В 1525 году учёный, историк и придворный лекарь римских пап Паоло Джовио встретился в Риме с русским книжником и дипломатом Дмитрием Герасимовым. Результатом бесед с Герасимовым, также известным в Европе как Деметрий Эразмий, стала «Книга о посольстве Василия, великого князя Московского, к папе Клименту VII».
В 1436 году венецианец Иосафат Барбаро прибыл по торговым делам в Тану (сейчас это территория города Азова в Ростовской области). В это время Тана находилась во владении Золотой Орды, и Барбаро, пребывание которого затянулось на 16 лет, выучил татарский язык и проникся восточными обычаями и традициями. В 1488 году Барбаро представил сочинение «Путешествия в Тану», где описывал свои путешествия по России и Москве в частности. При этом в самой Москве Барбаро не бывал и все свои впечатления о городе и его бытовании составил по рассказам других венецианских купцов, которые в это же время путешествовали по России.
В 1668 году голландец Ян Стрёйс устраивается служить на одно из первых русских парусных судов «Орёл». Так Стрёйс попадает в Россию, где путешествует по Волге, становится свидетелем походов Стеньки Разина, попадает в плен в Дагестане и, освободившись, возвращается домой в 1673 году. Спустя два года, в 1675-м, Стрёйс опять отправляется в Россию, где начинает служить конюхом и пушкарём у голландского посла Конрада Кленка.
Встреча в Кремле с российской знатью и бизнес-элитами.