Неожиданно и интересно, открыла для себя нового автора. сюжет динамичный. в принципе неплохое чтение. а исторические ссылки только украшают )
Hajm 431 sahifa
2011 yil
Доля правды
Kitob haqida
Старый город Сандомеж потрясает убийство: неподалеку от местного монастыря находят полностью обескровленный труп женщины, зарезанной ножом для кошерного убоя скота. Дело поручают прокурору Теодору Шацкому, который был вынужден переехать в провинцию из Варшавы. Вскоре он понимает, что просто так раскрыть преступление не удастся. Оно связано со старыми легендами, опутывающими этот город, и с недавними трагедиями XX века. Оно пробуждает прошлое, оживляет древние суеверия, ненависть и распри. Вскоре прокурору придется не только вести расследование, но и успокаивать паникующих озлобленных горожан. А убийца не останавливается, и его методы становятся все более средневековыми.
Провинциальный польский городок Сандомеж славится странными «проклятыми» картинами в соборе – на них изображены все казни мучеников, причем с ужасными кровавыми подробностями – усаживание на кол, разрезание животов беременным, выкалывание глаз и т.п. На некоторых холстах роль палачей в ритуальных убийствах исполняют «проклятые жиды» - так что ничего удивительного, что именно здесь обычный для Польши антисемитизм цветет пышным цветом, а уж когда в современном убийстве отыскивается «еврейский след» - тут все древние легенды, до поры до времени заметенные под ковер, выплывают на ясный свет. Главному герою, пану прокурору Шацкому приходится разгребать все эту кучу недомолвок и предположений.
Было интересно узнать, что в Польше прокурор участвует в разбирательстве дела с самого начала, буквально выезжает на место преступления вместе со следователем, и свидетелей опрашивает, и улики рассматривает, в общем, не только готовит и представляет дело в суде, но полноценно участвует во всем процессе как сыщик.
Прокурор Шацкий – это, действительно, в последнее время редкий главный герой для детективов – у него отсутствуют детские травмы, алкогольно/наркотические зависимости, нет в анамнезе близкого знакомства с маньяком, в общем, наконец просто нормальный человек! В отличие от местных, которые в каждой новости видят отсылки на древние легенды, прокурор – человек со стороны, кроме того, человек разумный.
"Он ненавидел глупость, считая ее единственной поистине вредной чертой человека, от этих юдофобских комментариев ему на глаза спадала кровавая пелена…Ему казалось, что он тонет. Тонет в реке проклятой польской ксенофобии, кишащей легендами и предубеждениями, которая издревле течет под поверхностью земли, поджидая момента. Черт бы вас побрал, оголтелые патриоты."
"Я – государственный служащий Польской Республики и хочу лишь одного: найти и предать суду виновника этих преступлений. И мне безразлично, будет ли это воскресший из мертвых Кароль Войтыла, или Ахмед из киоска с люля-кебабом, или же какой-нибудь худосочный еврей, что выпекает мацу в подвале."
Книга понравилась. Хороший полицейский детектив, со сменой подозреваемых, но без неожиданного поворота, без внезапных озарений, а все на основе логики и улик. Понравилась атмосфера – помимо пейзажных описаний в начале каждой идут небольшие новостные вставки: «Сегодня праздник Земли, Джеку Николсону исполняется 72 года. В Польше почти полмиллиона гимназистов сдают выпускной экзамен…. Там хоккей, тут судебный процесс… а в Сандомеже воры вынесли из ограбленной квартиры сумочку, в которой было 180 злотых. Температура не поднималась выше 18 градусов, а ночью должна упасть до двух.» Все это и прекрасно иллюстрирует провинциальность города, в котором развивается действие и добавляет книге ироничности, ведь сама по себе она достаточно серьезная, а местами даже кровавая.
...в каждом предании есть доля правды.
Зигмунт Милошевский — польский писатель и журналист, автор детективных романов. Не читала его произведений, но в этом идут отсылки к роману "Повязанные", в этот момент я поняла, что тут цикл произведений о прокуроре Теодоре Шацком, и начала я его читать не с первой книги. Каждая глава состоит из введения, где рассказываются новости, и маленьких подглав, в которых происходит развитие сюжета и мысли убийцы. Действия романа разворачиваются в городе Сандомир (Сандомеж), расположен к юго-востоку от Варшавы. Сандомир является центром римско-католической епархии, а также одним из старейших и наиболее значимых в историческом плане городов Польши. Очень много рассказывается о католической церкви, о том, что люди в нее ходят на службы, читают Библию и почитают Бога. Развитие сюжета очень неспешное. В маленьком городке совершается убийство женщины и в лучших традициях жанра, главный подозреваемый - это ее муж. При опросе свидетелей выяснилось, что у нее был любовник, и тут все причины на лицо: муж убил жену, не вынеся ее измен. Дело закрыто, осталось только найти мужа ибо он пропал. Спустя время его находят, точнее его труп, а еще погодя - труп любовника, неувязочка вышла. Кто виновник торжества и с какой целью были совершены эти убийства? Ответ вы найдете в романе. Помимо необычных убийств тут еще намеки на то, что они ритуальные или совершены на религиозной почве, так как на каждом месте преступления были найдены загадочные символы.
«Кто там стоит под городской стеной?» «И одет не по-нашему: в шерстяной костюм!» «И стоит то передом, то спиной». «Зачем он пришел сюда? Еще один лишний рот!» «Чего он стучит у городских ворот?» «Мы ему не понравимся». «И наоборот». «Пускай он отдаст свой меч!» «И еще — ножны!» «Он у нас не найдет приюта или жены!» «Он нам не нужен». «И мы ему не нужны». «Выглядит молодо». «Но голова седа». «Пускай сам расскажет, как он попал сюда!» «Наверно, кого-то зарезал и прячется от суда». «Это написано у него на лбу!»
Иосиф Бродский "Посвящение Сергею Юрскому"
И не только Фандорин, и не только Ведьмак! Седовласые красавцы на этом не закончились. Один из них - пан Теодор Шацкий, прокурор центрального района Варшавы, столько повидавший на своем веку, столько наобвинявший и многих посадивший. Но судьба - необычная вещь. Одно выездное дело, и после него наш герой решил временно остаться в этом небольшом уютном городке, одном из самых красивых маленьких городов юго-восточной Польши - Сандомеже (по-русски, Сандомире).
Был я там проездом, лепота!
А уж сколько раз виртуально я там был, не пересчесть, ведь по знаменитому сериалу "Отец Матеуш", снимавшемуся в Сандомире, я учил в свое время польский язык. А игру главных актеров сериала Артура Жмиевского, Михала Пьелы и Петра Полька до сих пор с удовольствием смотрю в любом новом кинопроекте.
Да, у Сандомира богатая история, после чтения Крашевского я узнал, что этот город наравне с Краковом и Вроцлавом был завещан одному из сыновей польского князя Болеслава Третьего как одна из столиц будущих княжеств. Город упоминается еще в летописях Анонима, как значимый на данной территории. Именно сюда, в этот богатый историей город, и попадает Теодор Шацкий волей автора. Ничего не ладится у него в семейном плане и он решает остаться в городе на некоторое время, чтобы развеяться. Мне сразу невольно вспомнился детектив-инспектор Алек Харди из сериала "Бродчёрч", который приехал в город, где всё чужое и ненавистное, но делать работу можно и даже нужно.
Вот тут и подворачивается оригинальное и жестокое убийство, которое очень похоже на ритуальное. Понятно, что все следаки и коллеги Шацкого местные, знают всех жителей городка "как облупленных" и не верят в обычные версии. Именно чужому, который «выглядит молодо», а «голова седа», решено поручить руководить расследованием этого дела...
Милошевский просто убойно написал этот роман. По накалу и атмосферности сюжет очень похож на вышеупомянутый "Бродчёрч", повествование ведется в основном по прокурору, мы видим, что он делает, о чем думает, кому что поручает. Заодно автор приоткрывает ряд исторических завес в истории города и всей Польши. Чтение очень занимательное, чувствуешь себя в первом ряду, видишь культурные особенности современных поляков, их образ поведения, отношения друг к другу в таких местячковых пунктах. А с другой стороны автор раскрывает нам исторические предпосылки непростых отношений между поляками и евреями. "Зачистка" последних была нам рассказана именно на пример Сандомира.
Но главное, на фоне всех этих аспектов мы движем по расследованию, которое укрупняется за счет последующих жертв и неожиданных сюжетных поворотов, где Шацкий буквально по крупицам, за счет своей интуиции и обращения внимания не незначительные события и знаки постепенно продвигается к разгадке преступления, причем необычным образом вместе со своими следаками сам участвует в ряде розыскных мероприятий (ну, прям истая "Машка" из "Тайн следствия"). В итоге книга оказалась хороша не только как полемичная по вопросам истории и современного состояния польского антисемитизма и национализма, но и как добротный детектив и даже с приключенческими элементами. А еще вся эта сюжетная линия разбавлялась не только излишней сексопильностью главного героя, но и яркими ироничными эпизодами или ремарками автора. Одно только упоминание, что последнее громкое расследование в городе перед данным был поиск украденного у отца Матеуша велосипеда. Очень многие говоримые Милошевским моменты очень понятны именно полякам, нам же позволяют проникнуться духом народа. В этом контексте мне роман напомнил детективные повести Короткевича, римские романы Дэна Брауна и испанские исторические экскурсы Перес-Реверте.
Как помогла "Доля правды" (а именно так называется роман, в том числе и в переводах на русский и украинский языки) прокурору Шацкому дойти до истины, вы сможете узнать сами, а пока я понял, что автор хоть и много иронизирует относительно Сандомира, но он искренее полюбил этот город и писал этот роман именно там, что помогло раскрыть историю преступлений в ярком цвете, динамично и атмосферно. Буду завидовать читателям, кто еще будет знакомиться с книгой. "Доля правды" - второй роман писателя, и он получился намного сильнее первого, но есть же еще "Ярость" - третий роман о Шацком. Я уже иду знакомиться с ним, пускай уже он сохранит "свой меч", а Вам желаю приятного времяпрепровождения в Ваших любимых городах и весях.
И снова увлекательный детективный триллер с чарующей локацией! Как сохранить спокойствие и не начать укладывать чемодан?! ⠀ Небольшой польский городок Сандомеж потрясает жуткое убийство - найдет труп женщины, зарезанной ножом для кошерного убоя скота. Недавно переехавшему из столицы в провинцию прокурору Теодору Шацкому в поисках правды предстоит окунуться в старинные легенды, которые начинают оживать на улицах городка, и проявлять чудеса выдержки, поскольку методы убийцы распаляют противоречия среди мирных горожан... ⠀ Стоит чаще обращать свой взор к польским литераторам - весь мир знает «Ведьмака», я же испытываю пиетет перед творчеством таких разных Генриха Сенкевича и Иоанны Хмелевской. Пан Милошевский восхищает поднимаемыми темами и изящностью языка, размышлениями прокурора Шацкого касательно трудностей обретения себя на новом месте, препонов в работе правоохранительных органов и просто людских странностей. Главный герой польского детектива далек от коллег из западной Европы - не замечен в обнимку с запрещенными веществами, крепким алкоголем и страшной депрессией. Но ничто человеческое ему не чуждо, прекрасным дамам трудно устоять перед повидавшим многое скептиком, так что сцены близкого знакомства наличествуют, но не заслоняют собой других выдающихся качеств романа. ⠀ Одно их них - детективная интрига, замешанная на уникальности местной истории. Средоточие напряженности польско-еврейских отношений, Сандомеж (на русских картах - Сандомир) лишь недавно пришел к консенсусу по этому вопросу. Автор увлекательно жонглирует историческими фактами, подкидывая сомнений при каждом повороте сюжета, так что от книги не оторваться, но с такой скоростью закончится она преступно быстро. ⠀ Антураж уютного польского городка, раскинувшегося на берегах Вислы, в 180 км от Варшавы, завораживает не меньше детективной интриги и обаяния седовласого прокурора. Скучающий по энергетике столицы Шацкий не ожидал, что патетичные мощеные улочки открыточного вида готовят настолько зловещее и запутанное дело.
Очень понравилось, с какой любовью описывает автор Сандомеж, и его не менее обаятельных жителей. Очаровываясь описаниями уютного патриархального быта, сложно вычленить среди обитателей польской глубинки изощренного убийцу… ⠀ Советую всем, кто устал от холодных северных сыщиков с алкогольной зависимостью, но не от бодрящих детективных головоломок на фоне благоустроенных уездных европейских городков. Удовольствие, в том числе и от замечательного текста, вам обеспечено.
Izoh qoldiring
Izohlar
36