Hajm 410 sahifalar
2008 yil
Это как день посреди ночи
Kitob haqida
Дни и ночи, свет и тьма, горе и радость – словом, жизнь как она есть. Жизнь как воспоминание длиною в несколько десятилетий – так можно охарактеризовать этот сложный, психологический, поэтичный роман о судьбе алжирца Юнеса. Отец, желая избавить сына от нищеты, отдает девятилетнего Юнеса богатому брату-фармацевту, и мальчик попадает в мир белых европейцев. В Алжире идет война за независимость. Герою предстоят многие перемены и испытания. Беззаботность и веселье молодости сменяются разочарованием, изменами, разрывом дружеских связей. Но единственным неизменным остается любовь Юнеса к француженке Эмили, которая после освобождения Алжира от колонизаторов вынуждена уехать во Францию. И он, и она созданы друг для друга, но судьба рассудила по-своему. Да и возможно ли было для них счастье?..
«А мир устроен так, что всё возможно в нём, Но после ничего исправить нельзя» (Л. Дербенёв)
Не очень счастливая жизнь одного, в общем, неплохого человека, сплетенная с историей его любви и историей его страны, прочиталась запойно и очень трагически. Стремительный бег чужой жизни, уложенный в 350 книжных страниц, очень захватывает, заставляя буквально нестись за героем по тексту его биографии, всё время ожидая, что вот-вот случится что-то главное, сущностное. Но главное так смешано с неглавным, что пока его жизнь длится, трудно отличить одно от другого. Мгновения вспыхивают и гаснут, они так быстротечны, что, захлопнув книгу, хочешь спросить: «Как? И это всё? Вся его жизнь?».
Мы встречаем героя десятилетним мальчишкой, смирившимся с суровыми реалиями собственного существования, принявшего свою жизнь, как есть. Потом мы видим его юношей, вовсе не готовым ради счастья и свободы «каждый день идти за них на бой», в то время как его друзья мечутся, мучаются, добиваются, пытаются что-то сделать со своей жизнью, когда она делает «не тот» поворот. На наших глазах он взрослеет, по-прежнему уклоняясь от препятствий и раз за разом сдавая, а скорее, уступая другим, какие-то значимые для него позиции. И когда кажется, что траектория его жизни уже неизменна и в своих стратегиях он никуда не свернёт, он, как и любой другой человек, лоб в лоб сталкивается с необходимостью решать две главные задачи взрослости – любовью и служением своей стране. Будучи и сам маргиналом, Юнес-Жонас попадает сразу в несколько маргинальных ситуаций: на чьей стороне оказаться, когда решается вопрос, быть Алжиру французским или «алжирским»; любить Эмили, принять её чувства или сдержать данное её матери слово? Он и любит и служит, но все его решения принимаются как бы вопреки живой жизни, наперекор его собственным желаниям. Всё, вроде, он делает верно, но не по велению сердца, а потому, что так будет «правильно», «хорошо», «нужно». Поэтому его жизнь оставляет впечатление проходного момента: здесь-и-сейчас он упускает свои шансы, опаздывает, спохватывается, не умея вовремя принять решение, которое необходимо ему, а не кому-то ещё, а потом… потом ничего уже исправить нельзя. И вот он несчастлив, и это навсегда. И хочется спросить: а зачем было так жить? Какая-то не вполне состоявшаяся жизнь, не вполне состоявшаяся любовь, не вполне состоявшееся призвание. Как будто бы прожил чью-то чужую жизнь или недопрожил свою.
Вот и задумаешься, жизнь по принципу «синицы в руке» обходится человеку дорого или дёшево? И стоит ли вообще самому стрелять в своих белых журавлей?
winpoo, отличный отзыв)
В 2013 году посмотрела фильм, снятый по этой книге, фильм безумно понравился и я стала искать книгу, но ни французским, ни арабским не владею, чтобы прочитать в оригинале. И вот случайно увидела, что книгу перевели на русский… Первую половину книги читаешь так, словно её загнали в гугл переводчик, чуть-чуть подправили и всё, вторая половина немного лучше, но из-за этого тяжело читать. Но в целом история интересная, как человек мучается от выбора между свободным будущем страны и своего народа, и друзьми, с которыми рос, делил радости и горе. Я была в Алжире, в музее с ужасом открыла для себя неизвестные мне факты о геноциде алжирского народа, что французы творили, как убивали без разбора детей, женщин, стариков, и это уже после окончания Второй Мировой войны. Но в книге представлен интересный взгляд на события: простые французы, жившие в Алжире, были четвертым поколением, это был их дом, окупантами они себя не считали, в континентальной Европе их никто не ждал, становится понятно, почему они отстаивали своё право остаться до последней капли крови.
Очень понравилась книга. Для меня она о разделившемся мире Алжира, который никогда и не был единым, о потерянности и потерях того, чего герой никогда не имел, о самом сложном выборе, который он сделал, не делая выбора, несмотря ни на что оставаться мирным человеком, не предавшим ни страну ни дружбу. Да, он наблюдатель, но такие и пишут историю, давая возможность оставаться людьми всем сторонам конфликта, говоря о том, что насилие порождает насилие и, оно только ждет когда вырваться наружу, когда терять нечего или когда нужно защищать свою собственность. И каждый человек свободен любить. И любовь ничуть не меньше от того, если не получилось быть вместе.
Прочитав аннотацию, можно смело предположить, что перед нами очередная история взросления. Но главное её отличие - авторство. И дело даже не в том, что под женским псевдонимом скрывается мужчина, а его место рождения, Родина и как следствие, место действия романа - Алжир. Навряд ли можно назвать много романов, посвященных этой стране, бывшей на протяжении длительного времени колонией Франции.
В центре романа - араб Юнес, чья судьба делает неожиданный кульбит, предоставляя ему шанс получить образование, в дальнейшем профессию, войти в мир белых европейцев, а заодно и приобрести второе имя - Жонас на французский манер, как будут звать его друзья и тетя.
Все события в жизни главного героя развиваются на фоне исторических событий мирового и регионального значения, которые так или иначе сказываются на жизни большинства населения. Вторая мировая война, послевоенное устройство мира и война за независимость самого Алжира.
Несмотря на бурные внешние события, сопровождающие всё течение жизни героя, немалые задатки, да и даже где-то благоволение к нему судьбы, сам он тем не менее всегда будет вольно или невольно избегать выбора, занятие собственной однозначной позиции и тем самым из действующего лица неуклонно превращаться в наблюдателя, лицезреющего как многое проходит мимо, время уплывает сквозь пальцы, мучительно искать причины происходящего в других и не находить их.
При чтении создавалось ощущение, что автор намеренно ведет героя таким путем, словно иллюстрируя, как сменив семью и окружение, Юнес-Жонас покинул берег свой родной, а к другому так и не пристал... Несмотря на любовь близких, доверие друзей, ему не удалось сполна воспользоваться картами, которые сдала судьба. Возможно, это путь всех, бывших долгое время в угнетении и через судьбу героя автор хотел отобразить и судьбу своей Родины, оказавшейся на перепутье, стремившейся к независимости, с одной стороны, а с другой, не вполне понимающей, что с ней делать и как жить дальше в новом мире ?
Написанный красиво, поэтично и страстно, роман оставляет после себя приятное впечатление, но печально грустное от происходящего, которое по большому счету проходит на минорной ноте.... И тем не менее, могу смело рекомендовать любителям хорошей современной литературы и экзотических стран.
Жизнь – то же кино: есть главные действующие лица, на которых держится весь сюжет, и статисты, теряющиеся на фоне декораций. Они присутствуют в кадре, но к ним никто не проявляет интереса.
Если хочешь, чтобы твоя жизнь превратилась в маленький кусочек вечности, если желаешь всегда сохранять ясность мышления, даже посреди хаоса и безумия, люби… Люби изо всех сил, будто это последнее, что ты умеешь делать на этом свете… люби так, чтобы тебе завидовали принцы и боги… потому что именно в любви любое уродство перерождается в красоту
Непоправимость события человек осознает только после того, как оно произошло.
В жизни постоянно приходится чему-то учиться – она так быстро меняется, вместе с ней меняется и наше мышление, в результате человеку кажется, что он узнает все больше, хотя на самом деле пробел в его знаниях все расширяется и расширяется.
В глазах имамов и пап мы были разные, но перед Господом - совершенно одинаковые.
Izohlar, 12 izohlar12