Hajm 435 sahifalar
2008 yil
Нарратология
Kitob haqida
Книга призвана ознакомить русских читателей с выдающимися теоретическими позициями современной нарратологии (теории повествования) и предложить решение некоторых спорных вопросов. Исторические обзоры ключевых понятий служат в первую очередь описанию соответствующих явлений в структуре нарративов. Исходя из признаков художественных повествовательных произведений (нарративность, фикциональность, эстетичность) автор сосредоточивается на основных вопросах «перспективологии» (коммуникативная структура нарратива, повествовательные инстанции, точка зрения, соотношение текста нарратора и текста персонажа) и сюжетологии (нарративные трансформации, роль вневременных связей в нарративном тексте). Во втором издании более подробно разработаны аспекты нарративности, события и событийности. Настоящая книга представляет собой систематическое введение в основные проблемы нарратологии.
Janrlar va teglar
При том, что книга Вольфа Шмида большей частью состоит из пересказа существующих теорий, и только иногда автор уточняет на этом фоне свои взгляды, она чрезвычайно полезна всем, кто интересуется нарратологией более или менее профессионально. Дело в том, что это - превосходная систематизация, которую каждый из нас просто поленится проделать, даже если хорошо знает труды отдельных специалистов в этой области.
При этом надо заметить, что знать столько, сколько знает В.Шмид - само по себе непростая задача.
Книга просто необходима студентам, если тема их дипломной работы имеет отношение к нарратологии, аспирантам - то же самое относительно диссертации, вообще филологам, которые в силу тех или иных причин оказались не в теме, например, на какое-то время были вынуждены отойти от научной работы.
Очень хороша также полная неангажированность книги, формулировки не только не несут оттенка идеологии, но вообще сухи и точны, как бывает в точных науках.
Замечательная монография о таком важном и модном направлении литературоведения, как нарратология. Автор тщательно разбирает темы композиции и структуры литературных произведений, повествователей и повествовательных инстанция, своей и чужой речи. Примеры рассматриваются в основном из русской классики, в то время как теоретический материал охватывает как отечественных, так и зарубежных авторов. Хорошая книга для усвоения основных искусства повествования.
Небольшой учебник по литературной анатомии
Уже краткое описание, данное к книге, способно изгнать демона из любого одержимого; содержание книги полностью оправдывает наличие толкового словарика под рукой, ибо расписано интересно и всесторонне, но порой весьма замудренно (тема предполагает). Автор (в некотором смысле, зубр нарратологии) методично, шаг за шагом, раскладывает всю подноготную повествования по полочкам, оперируя наследием гуру различных школ и направлений, в особенности русской классической школы. Каждое произведение по своей сути, состоит из сложных компонентов: кроме автора, нарратора, это может быть, к примеру, и абстрактный автор, который, словно следы на песке, возникает по ходу повествования,привнося ту самую изюминку, узнаваемую читателем
"Абстрактный автор неразрывно связан с произведением, индициальным обозначаемым которого он является. Каждое произведение имеет своего абстрактного автора".
По ходу развития темы, произведения уже кажутся бездонным колодцем для анализа. В общем, интересно, поучительно, но диктат научного языка дает о себе знать: книга пестрит словами типа имплицитный, аукториальность,диегезис и т.д., так что любителям истины стоит воистину попотеть над страницами этой книги. Но оно того стоит. По крайней мере я знаю, что вернусь к ее прочтению, и, возможно, не раз.
Добротный труд немецкого филолога о ключевых моментах построения и интерпретации повествования. Анализ форм репрезентации речи героев и рассказчика, автора произведения. Чувствуется структуралистский подход.
Наверное, эта та из немногих книг, которую находишь, когда приходит время. Я много изучал писательство, но мало кто из писателей в своих автобиографиях, трудах по писательскому мастерству пишет о нарративах. А нарратив - имеет значение... когда занимаешься много критикой, начинаешь видеть нарративы - в музыке, в фильмах, в книгах. Думаю, книга может быть разным специалистам.
Без точки зрения нет истории. Истории самой по себе не существует, пока нарративный материал не становится объектом «зрения» или «перспективы». История создается только отбором отдельных элементов из принципиально безграничного множества элементов, присущих событиям.
Нарратор может быть сконституирован как сверхчеловеческая всеведущая и вездесущая инстанция, живущая в разные эпохи, проникающая в самые утаенные, уголки сознания персонажей. Он может предстать и с подчеркнуто сниженной, по сравнению с абстрактным автором, компетентностью, как это имеет место в случае сказа.
Нарратор может быть едва уловимым, сливаясь с абстрактным автором. Но как бы объективен, безличен он ни был, нарратор всегда предстает как субъект, наделенный более или менее определенной точкой зрения, которая сказывается, по меньшей мере, в отборе тех или иных элементов из «событий» для повествуемой «истории»
Всеведение автора является привилегией и признаком фикциональности
События (нем. Geschehen) — это совершенно аморфная совокупность ситуаций, персонажей и действий, содержащихся так или иначе в повествовательном произведении (т. е. эксплицитно изображаемых, имплицитно указываемых или логически подразумеваемых), поддающаяся бесконечному пространственному расширению, бесконечному временному прослеживанию в прошлое, бесконечному расчленению внутрь и подвергающаяся бесконечной конкретизации. Другими словами — это фикциональный материал, служащий для нарративной обработки. Но этот материал следует понимать не как исходное сырье, преодолеваемое формой, а как уже эстетически релевантный результат художественного изобретения.
...понятие «дискурс» двойственно, подразумевая два совершенно разных акта:
1) трансформацию «истории» путем перестановки частей или посредством других приемов,
2) материализацию ее в означающем ее тексте.
Izohlar, 5 izohlar5