Hajm 160 sahifalar
2005 yil
Синий треугольник
Kitob haqida
Сон и реальность, автобиография и фантастика переплетаются в этом произведении. Засел в голове у писателя Травяной Заяц, а в квартире прижился Синий Треугольник, странное существо из иных миров… А тут еще внезапно возникает и десятилетний Ерошка, племянник давнего приятеля…
Janrlar va teglar
Книга для тех, кто не только полюбил героев В.Крапивина, но и сроднился (за долгие годы и многие книги) с личностью автора. Сам он назвал эту повесть дневником-воспоминаниями, я воспринял её как «путешествие души»: явь, сны и мечта переплетены в ней до невозможности понять, где проходит между ними граница. По сути, это, конечно, верно: для души границ нет – она живет в своих устремлениях, а в снах и мечтах они проявляются свободно, не связанные законами физического мира. Исход – душа покидает усталое и больное тело, переселяясь в мир любимых и любящих. Это здОрово: ещё одно произведение В.Крапивина «ласково» легло на сердце – спасибо ему!
Вот и прочитана последняя повесть из сборника миров Кристалла. Последним грустным аккордом звенит история о том, что не такие уж они придуманные, эти истории. Чуть-чуть заигрывая с читателем в форме постоянных неловких экивоков - это, мол, автобиография, а не фантастика, Командор рассказывает о том, что вся его жизнь, она и не жизнь, а серо-коричневые будни, а настоящие - вот они, на страницах. Лукавит? Возможно. А может, наоборот, слишком искренне исповедуется. Грустно и тепло. Не переживай, Командор, не ты один там живешь. Мы все там с тобой.
Ладно, а теперь подходим к тяжелой артиллерии. Эта книга встает у меня (да и, судя по всему, не только у меня, а еще и у многих других читателей) в один ряд с «Лоцманом» и (неожиданно) «Помоги мне в пути». Это такая история «не для детей» — чистая эссенция Крапивинских мыслей, выкристаллизованная из своих «предшественников». Взрослому читателю это будет куда более интересно, нежели ребенку. Возможно, что ребенок даже не сможет понять половины отсылок и мыслей в этих книгах. Тем более, что многие мысли и переживания пожилого персонажа могут быть непонятны малолетнему читателю. Все-таки близость возрастов — иногда очень необходима для читателя и героя. Но если в своих художественных книгах автор еще пытался нанизать свои мысли на нить сюжета, то здесь никакого сюжета словно и нет.
Да, вот так получилось с этой книгой. Она больше похожа не на отдельное повествование, а на такой пересказ длинного и сложного сна Владислава Крапивина. Героев по мановению авторского пера кидает из одной локации в другую. Откуда-то появляются и куда-то исчезают разнообразные персонажи, у главного героя меняется мотивация и образ действий. Вплетаются персонажи книг автора, воспоминания из его личной жизни. Мне кажется, что читать эту книгу будет интереснее тем, кто читал автобиографические циклы Крапивина. Тогда будут понятны и разные аллюзии и всякие детали книги, которые встречаются в этом произведении.
Но вот отсутствие какого-то связного сюжета может очень затруднить чтение. Если быть честным, я не очень хорошо помню все происходящее в этой книге. Именно из-за отсутствия какой-то глобальной связанности. Эта книга действительно похожа на сон. Пока ты её читаешь, то вроде бы все держится в памяти, видно, как одно цепляется за другое, видишь внутреннюю логику повествования. Но как только отвлекаешься от чтения, как все эти взаимосвязи начинают бледнеть и теряться. Да, как это и происходит со снами. И если быть откровенным — как и сон, она оставляет лишь странное послевкусие. Мелкие детали, кусочки головоломки. Помню из этой книги сцену расстрела, погоню за карусельными лошадками, зайца Митьку (это вообще частый герой произведений Крапивина). Все остальное — так, плохо помню.
Так что да, книга эта явно не для всех. Я бы даже сказал, что для истинных ценителей этого автора. Если книгу «Лоскутная повесть» я назвал «возможностью заглянуть в голову автора одним глазком», то эта книга такая возможность заглянуть туда двумя глазками и немного потрогать его душу. Да, все настолько лично. Понятно, что во многом здесь есть куча каких-то вымышленных деталей, изменений в угоду читателя. Но в целом, она чувствуется как такая очень личная исповедь автора. Кому-то она покажется скучной и не интересной. Кто-то не поймет. Но вот мне она в целом понравилась. Смогла зацепить своей откровенностью, необычностью и причастностью к личности автора. Пусть я даже и не особо запомнил — что же там было такого в плане сюжета.
Одно из лучших произведений Командора, очень личное и едва ли не самое мистическое. Настоятельно рекомендуется к прочтению всем, кто соскучился по удивительным мирам.
Эта книга не совсем обычная. В ней Владислав Крапивин словно приоткрывает читателю мир своих снов. Сюжет легко меняется, как сон, и кажется, что читатель вместе с автором бродит по закоулкам странного сна, в котором происходят странные события, реальности наслаиваются друг на друга и постоянно появляются знакомые лица. Писатель отражает очень тонкие и философские мысли о сновидениях. Абсолютно точно нельзя назвать книгу просто фантастикой для детей, потому что и мне, взрослому человеку, было крайне интересно ее прочесть.
А мальчики.. они не думают о конце, жизнь для них впереди, и кажется им, что перед ними вечность. А кто верит в вечность, для того она существует. И, может быть, Истина... или одна из истин... в том, чтобы не терять Мальчика в душе? Тогда не страшным будет путь... Уж если кому-то суждено спасти мир и познать смысл бытия, то именно мальчикам - тем, кто владеет вечностью.
Выходит, он и вправду знал, что существуют два понятия Дороги. Во-первых, это жизненный путь, на котором желания человека то спорят, что сплетаются с законами Всеобщего Кристалла Вселенной. И с жизнями множества других людей. Судя по всему, это и образует Судьбу. Но, во-вторых, есть еще чисто физическое понятие Дороги. Путевая полоса, бесконечно протянувшаяся сквозь грани совмещенных кристаллических пространств и хитросплетения темпорального континиума. А может быть, и сквозь межпространственный вакуум... Это обычный тракт — местами асфальтовый, местами мощенный булыжником, кое-где устланный плитами со старинными письменами загадочных цивилизаций. А иногда он — просто песчаный или земляной, с травянистыми обочинами и застоявшейся в тележных колеях дождевой водой. Идет эта Дорога среди звезд и миров, идут по ней люди разных времен. Порой встречаются те, кто давно потерял друг друга. Иногда находят то, что нигде в жизни найти не могли. А некоторые идут, зная дальнюю и тайную цель. Может быть, хотят даже отыскать смысл бытия... Сама Дорога бесконечна, и Время на ней бесконечно тоже. И возможно, кое-кто отыщет, что искал, поймет, что хотел понять...
Пространства-то надо делать ближе друг к другу, а их ведь никакая техника не соединит, их могут соединить только люди.
Утреннее солнце грело левую щеку. А справа... Мне казалось, что над крышами окраины и подернутыми дымкой тополями плывет среди облаков белая церковь. Та, которую видел я раньше в лугах за Малогдой... Нет, она была даже не белая, а прозрачная. Словно сотканная из искрящейся паутины. Невесомая... Когда я однажды глянул прямо, оказалось, что церкви нет. Но когда стал смотреть перед собой, церковь с правой стороны поплыла в синем воздухе снова. И мне казалось, что это - надежда (курсивом)...
И сделалось, что это сон.
Izohlar, 5 izohlar5