Hajm 270 sahifalar
1991 yil
Синий город на Садовой
Kitob haqida
Герои повести «Синий город на Садовой» создают любительскую киностудию и бесстрашно вступают в борьбу против произвола школьных властей и милиции, за здоровье, честь и достоинство своих сверстников…
Janrlar va teglar
Несколько дней назад я перечитывала "Журавленка и молнии" (у меня вообще долгий личный флэшмоб по перечитыванию всего Крапивина, а поскольку я все эти книги хорошо знаю, в рецензиях вечно ударяюсь в анализ текста и переклички). Между "Журавленком" и "Синим городом" пролегли восьмидесятые с перестройкой и гласностью. Разумеется, это заметно. В эти годы Командор написал много фантастики и не очень много реалистических книг о современности (закончил цикл "Мушкетер и фея" и написал "Острова и капитаны", где лишь последний том был о современности). "Синий город на Садовой" - начало "позднего Крапивина". В 90е он напишет реалистичных книг еще буквально 2-3. Остальное - фантастика, сказки или книги, где основное действие происходит в послевоенное время. Впрочем, и в этих книгах будет проступать современная реальность, и автор будет ее нещадно критиковать. В нулевые и десятые будет еще несколько книг о современности, но герои будут всё дальше от реальных подростков, диалоги станут несколько неловкими, а мальчишки и девчонки будут выразителями идей пожилого автора, отказываться от "новомодных" боевиков, видеоигр и "Гарри Поттера" в пользу... ну, чего-нибудь, что автор считал правильным. И это не плохо, это вот такая особенность творчества, о которой надо знать. Я читала всё это в детстве и чувствовала, просто выразить не могла.
И начинается весь этот путь сражения с реальностью - в "Синем городе". Несмотря на то, что в ранних книгах писателя было много советского антуража, пионерии и всякого такого, все равно это были книги об одиночках или о маленьких коллективах, состоящих из "не таких, как все". Официоза там не было, и он всегда неявно высмеивался. К концу перестройки этот слой окончательно слетел с творчества Крапивина и ничего хорошего про советскую власть он уже сказать не мог. Вообще неожиданно для меня в этой книге оказался мощный христианский посыл, я не запомнила его настолько сильным. Мальчик Федя после того, как мужа его сестры до смерти забили в армии, испытывает неприятие любой толпы, и ту же картину он видит в каком-то фильме на библейскую тему. Он видит в Христе такого же несчастного парня и проникается к нему сочувствием. Это и рождает в нем религиозные чувства, и писатель несколько страниц через него транслирует свои мысли на этот счет. Сейчас все эти диалоги насчет крещения и прочего выглядели бы госзаказом и в другой книге были бы вымучены, но в то время, мне кажется, это было остроактуально и свежо. Тем более, что, как мы узнали далеко не сразу, отец Крапивина был священником.
Много примет времени попало в эту повесть. Есть упоминание о маньяках, бандитах, рэкетирах, войне в Афганистане, милицейском произволе, талонах на продукты, рыночной экономике. И во всем этом мире - группа "не таких как все". Этих ребят еще нельзя назвать "несовременными" - они слушают популярные тогда рок-группы, читают Толкиена и учатся делать анимацию на компьютере (то, как плохо Командор разбирался в компьютерах и позднее в мобильных телефонах, регулярно вылезало в тексте книг, и мне было забавно это читать. А ведь в его фантастических книгах есть прекрасные мыслящие компьютеры и сеть всемирного информатория, описанная задолго до появления интернета). Но они уже отличаются от других, пытаются найти прекрасное в обыденном, а жизнь заставляет их сражаться и бороться. И если в ранних книгах еще существовала какая-то управа на беспредел, типа милиции или райкома комсомола, то тут уже дело куда сложнее.
Сейчас мне показалось, что чем дальше к концу книги, тем больше драматических бед падает на головы героям, и уже под конец как-то с перебором. Все это не мешает мне чувствовать нежность к этой книге, я читала ее в детстве, и мне была интересна сама сказка, которую они создают, микроволшебство, которое все же существует в этом мире, дружеские отношения между ребятами (романтические автор всегда скорее высмеивал, но об этом я вроде уже писала).
Действие книги происходит в самом начале смутных девяностых, получается, что она как раз о времени моего отрочества. Герои повести ровесники меня тогдашней. Для меня книга стала настоящей машиной времени. Так удивительно вернуться в прошлое, к себе девчонке, вспомнить свои чувства, впечатления от времени, от происходящего.
Это книга о крепкой дружбе, о доверии и взаимовыручке, об увлечённости общим делом, о справедливости, о том, что добро всё равно сильнее зла.
Холодным пеплом замело их след,
Но мальчики стоят и ждут ответа -
Все те, кто среди войн и среди бед
Не дожил до пятнадцатого лета.
Их бесконечный строй угрюм и тих,
Шеренги – словно траурные ленты…
Так что же вы не взглянете на них,
Премьеры, полководцы, президенты?!Все тише барабанщики стучат,
Но гаснущий их марш зовет к возмездью!
И вот горит последняя свеча,
Горит среди галактик и созвездий.
Затихший город съела темнота,
Угасли оробелые огни там.
Но эта свечка светит неспроста -
Она горит на бочке с динамитом!Пускай весь мир вокруг уныл и хмур -
Свеча горит во тьме неугасимо,
Зажгли ее, как жгут бикфордов шнур,
Сгоревшие мальчишки Хиросимы,
Ее спокойный свет неумолим,
Не гаснет пламя, как бы мрак ни вился.
Свечу друзья погибшие зажгли
От тлеющего пепла Саласпилса…Теперь от страха гаснут фонари
От Балтики до Крыма и Кавказа…
Скажите, кто услышит детский крик,
Когда звереют дизели спецназа?
Скажите, кто поймет, как в эти дни
Зажатый детской болью мир непрочен?
И что во тьме спрессован динамит,
И что фитиль у свечки все короче…
...предательство – это та черная сила, которая может погубить весь мир…
Толпе все равно – славить или терзать. Лишь бы только быть орущим стадом, не думать поодиночке…
Такая у нас в этом неласковом мире судьба: дают что не надо, ведут куда не хочешь.
Обращаться к Богу по пустякам – это было бы попрошайничеством. На одной только Земле людей больше пяти миллиардов, а если во всем Космосе, то мыслящих существ и не счесть! И если каждый будет лезть к Богу со всякими своими мелочами… Другое дело, если уж отчаянно подопрет что-то такое, когда надеяться больше не на кого. А пока есть силы, человек должен делать свои дела в жизни сам.
Izohlar, 2 izohlar2