Аккуратная и симпатичная книга от адекватного автора. Здесь он, правда, вступает на тонкий лёд – пытается противостоять «чёрной легенде» об Иване IV, но делает это так, что решение остается за читателем. Попутно автор рассказывает о династическом кризисе после смерти Василия III, о боданиях боярских кланов и взрослении Грозного, но об этом много кто уже рассказывал, сам автор бесконечно ссылается на «Вдовье царство» Крома, поэтому стоит сразу сказать, что посыл книги именно в указании на то, что имеющиеся свидетельства при желании (которое можно выдать за беспристрастный подход) сложить в несколько иной пазл.
Кто он, наш первый царь? Кровавый маньяк, истовый книжник, тонкий стратег? Все сразу? Свой вариант? Пенской считает, что образ, законченный образ, который не может быть изменен, сложился из-за Карамзина, который, мол, работал с историей только в назидательном ключе, поэтому сделал из Ивана пугало, образчик того как не стоит делать, что-то опустив, что-то проглядев, а что-то выпятив. Остальные историки уже двести лет просто повторяют инвективы, слегка меняя диапазон и набор ужасов. А вот если взять рубанок и стесать историографические наслоения, то Иван предстанет перед нами как человек своего времени, и довольно талантливый человек своего времени, надо сказать. Для подтверждения своей концепции автор будет ссылаться на правильно подобранные цитаты из Крома, Коллманн, Кивельсон, Преснякова, Зимина и прочих довольно известных (даже среди меня, дилетанта) исследователей.
Автор занимается благородным, но заведомо проигрышным делом, хотя, конечно, вода камень точит. Грозный настолько стал образом и перестал быть реальным человеком, что переоформить его никакими книгами не удастся. Но это не мешает получать интеллектуальное удовольствие от крепкого авторского текста, в котором он рассматривает те ранние годы Грозного, когда формировался его характер. Нравы были крутыми, одна история с дядьями чего стоит – игры между великой княгиней и братьями Василия, недоверие, поимание, смерть под тяжестями. После смерти матери Иван рос, наблюдая как боярские кланы крушат друг друга, разгоняя маховик насилия. И где-то на фоне этого московская бюрократия продолжала работать, документы летели по стране, войско собиралось, пару войн довольно успешно провели. Фантасмагорическая картина.
Автор обещает продолжение, которое, вероятно, будет крайне интересным – повествование в этой книге едва дошло до венчания на царство. Впереди эпические события, которые в авторской интерпретации не могут не быть весьма интересно истолкованы.
P.S. На радостях посмотрел наконец-то 2 серию «Ивана Грозного» Эзенштейна. Да, кино когда-то было искусством.
Izohlar
4