Hajm 515 sahifalar
1998 yil
Фантомы мозга
Kitob haqida
В. С. Рамачандран – всемирно известный невролог, психолог, доктор медицины, доктор философии, директор Исследовательского центра высшей нервной деятельности, профессор психологии и нейрофизиологии Калифорнийского университета в Сан-Диего.
В своей книге «Фантомы мозга» автор рассказывает, как работа с пациентами, страдающими неврологическими нарушениями причудливого характера, позволила ему увидеть в новом свете архитектуру нашего мозга и ответить на многие вопросы: кто мы такие, как конструируем образ своего тела, почему смеемся и огорчаемся, как мы обманываем сами себя и мечтаем, что толкает нас философствовать, учиться, творить…
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Из этой книги Вы узнаете об истоках фут-фетиша, защитных галлюцинациях, дорисовывании реальности и многом другом.
"Фантомы мозга" хорошо дополнят:
"Маленькая книжка о большой памяти" (как запоминать, управлять ритмом сердца и т.п.) и "Потерянный и возвращенный мир" Лурия (великий психоневролог);
"Мозг и его потребности" Дубынин (2020) - отличная книга, но к сожалению, автор недооценивает психосоматику и слишком верит в медикаменты. Об этой ошибке - "Здравый смысл и лекарства" Вайль (2017). О здоровье - "Если бы наши тела могли говорить. Руководство по эксплуатации и обслуживанию человеческого тела" Хэмблин (2016)
Возможно, потом
"Мозг. Ваша личная история" Иглмен (2015) - лучшая краткая книга с хорошими картинками из сериала автора;
"Мозг, исцеляющий себя" Дойдж (2015) - описанные там чудеса, в основном, благодаря четверохолмию. Отличная его тренировка - медленные отслеживаемые взглядом движения с отслеживанием ощущений в теле;
"Расстроенная психика" Кандель (2018), "Мозговой штурм. Детективные истории из мира неврологии" Сюзанна О'Салливан (2018) - от эпилепсии до психосоматики.
О жизни:
"Генетические алгоритмы" Лем (эссе 1996 г.)
"Несовершенная случайность. Как случай управляет нашей жизнью" Млодинов (2008)
"Эволюция всего. Как на самом деле меняется мир вокруг нас" Ридли (2015)
"Бумеранг" Майкл Льюис (2013) - об ипотечном кризисе 2008 года. Почти экономическая антропология. Как спекуляция разрушает мир: примерно о том же "Логика чудес" Мерё (2018) - комментарий к "Антихрупкость" Талеб.
Антропология
В 2 словах - "Дарвин на отдыхе. Размышляем над теорией эволюции" (2017) и "Сапиенс для пляжа. Изучаем происхождение человека" (2018) Жан-Батист де Панафье
Краткий курс: "Sapiens. Краткая история человечества" Харари (2011) и "Хлопок одной ладонью. Как неживая природа породила человеческий разум" Николай Кукушкин (2020) - по словам автора, это фанфик-приквел к первой.
Подробнее: "Происхождение жизни" Никитин, "Палеонтология антрополога" и "Достающее звено" Дробышевский, возможно, "Эволюция человека" и др. книги Марков.
Будущее
"Искусственный интеллект" HBR (Harvard Business Review) - обзорно от дронов до блокчейн.
"Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта" Тегмарк (2017) - куда расти человечеству и ограничения. Подробнее о ловушках на пути к светлому будущему - "21 урок для XXI века" Харари.
О болях
"Чтобы спина не болела" (2016) Борщенко и Ситель
"Практическая кинезиология" Кирилл Галанкин (2021) - про боли в спине и многое другое
Константин Сараев, как клёво! Спасибо!
Книга мне очень понравилась, но она на любителя подобных исследований. Я по специальности учитель биологии-химии, мне интересны подобные темы для расширения кругозора. В книге описаны неврологические нарушения и их связь с различными отделами головного мозга, на примерах конкретных людей. И каждая глава книги – как маленький художественный рассказ врача о своих пациентах. Очень интересные наработки по избавлению пациентов от болей в фантомных частях тела. Читается легко, и, как мне кажется, будет интересна многим.
Последняя глава немного сложновата. Там много интересного и удивительного – например о том, как работает наше зрение во взаимосвязи с воображением и явлением, которое философы называют «квалиа» (я, кстати, из этой книги об этом впервые узнала). Но мне понравилось – новое всегда узнавать интересно, да и мозг тренируют такие знания).
Это удивительная книга, которая поглощает своими идеями и заставляет задуматься о природе нашего сознания. Она подходит как для профессионалов в области нейронауки, так и для всех, кто интересуется умом и мозгом. Я рекомендую эту книгу всем, кто жаждет узнать больше о функционировании нашего самого загадочного органа.
Увлекательная книга, написанная понятным языком о сложном. Любителям нейронауки и эволюционной психологии понравится! Изюминка – редкие и малоизвестные болезни и нарушения.
Реальность – это не более, чем зазеркалье.
Насколько мозг может дополнять и изменять ваше восприятие?
А если конкретней, то как одни нейронные сети берут на себя смежные функции?
Рамачандран начнёт книгу с вопроса о том, как нас обманывает мозг.
ФАНТОМЫ МОЗГА – это доступная книга о неврологии в целом, которая принесёт истинное удовольствие от чтения, если вам интересна эта тема. Почему? Я к своему удивлению узнал много нового (это редкое явление) и скорее всего что-то пропустил, поэтому через пару лет перечитаю эту книгу.
Формально у книги узкий тезис, работа так и началась. До середины книги она может показаться скучной. Можно ли ампутировать фантомную конечность? Что вообще такое фантомная конечность? Откуда и почему возникает боль в руке, которой нет? Иногда мелькают забавные истории, к примеру, фантомной беременности (я, признаться, об этом не знал) и это было немного смешно, если бы не было так грустно.
Но это не просто жизнь пациентов и боль принятия решений. Рамачандран над большинством описываемых больных ставил свои знаменитые опыты. Один из которых – ампутация фантома. Он ставил напротив здоровой руки зеркало, никого не обманывал, пациенты знали о зеркале. Они не верили, что это могло помочь. Пару десятков подобных терапий, когда вы видели здоровую руку в зеркале на месте приносящего боль фантома – избавляли от самой фантомной конечности. Удивительно, но факт. Пластичность мозга не знает границ – порой нас просто нужно подтолкнуть.
Как книга подошла к середине, Рамачандран прыгнул выше головы. Я не был удивлён, он известен в узких кругах, но для вас до сих пор является чёрной лошадкой.
Вы заметите это, но не сразу. Самое интересное начинается с раскрытия интереснейшей метафоры ЗОМБИ МОЗГА, как неверно работающих нейронных сетей, как доказательства множественного «Я». Книга еще где-то на экваторе заставит задуматься, что говоря о разуме – нельзя подразумевать что-то одно. Но…
Я, наверное, слукавил. Был удивлён лишь тем, что все фантомы мозга были лишь предисловием и подведением к науке сознания. А я об этом не догадался, шах и мат.
Наука наконец-то добралась до самых интересных вопросов и эта книга-повод, повод получить пару ответов. Тем поднято несметное количество, авторский стиль подкупает. Чего стоит только отсылка на интерпретатора Газзаниги и разной функциональной роли полушарий. Это популярная идея, но я знаю только парочку авторов, которые не допустили в этой теме логических ошибок. Браво!
МОЗГ ЛИШЬ ОПРЕДЕЛЯЕТ, КАКАЯ ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ ЛУЧШЕ;
МОЗГ ОПРЕДЕЛЯЕТ, КАКАЯ ИЛЛЮЗИЯ БОЛЬШЕ ПОДХОДИТ К ВХОДЯЩИМ СЕНСОРНЫМ СИГНАЛАМ.
Читать о неврологии Сакса? Нет, читать о неврологии Рамачандрана! Легко написать об уже существующих пациентах, сложно этим выйти на столь грандиозные и сложные темы. Второй раз – Браво!
ФАНТОМЫ МОЗГА – это разговор о сознании, как совокупности зомби мозга, как о конкуренции отдельных нейронных сетей.
Наше сознание является лишь воображением.
Наша реальность – устойчивая иллюзия.
Перетерпите первую часть книги и у вас откроется третий глаз!
Мой собственный интерес к научным исследованиям зародился в раннем подростковом возрасте, когда я взахлеб читал Джорджа Гамова, Льюиса Томаса и Питера Медавара. Сегодня это пламя активно поддерживает новое поколение писателей – Оливер Сакс, Стивен Джей Гулд, Карл Саган, Дэн Деннетт, Ричард Грегори, Ричард Докинз, Пол Дэвис, Колин Блейкмор и Стивен Пинкер.
Разговаривать с ними – жуткий опыт. Когда я вхожу в палату к такому больному, он кажется вполне разумным и внятно говорит. Он может рассуждать на философские темы и с легкостью справляется с примерами на сложение или вычитание. Он эмоционально и психологически устойчив и охотно обсуждает свою семью. Затем я приношу извинения и вы
га, такими как лобные доли, лимбическая система (которая отвечает за эмоции) и структуры в мозговом стволе (которые позволяют выборочно обращать внимание на конкретные воспоминания).
хожу якобы в уборную. По возвращении я не вижу ни малейшего признака узнавания, ни малейшего намека на то, что этот человек видел меня раньше. – Вы помните, кто я? – Нет. Я показываю больному авторучку. – Что это? – Ручка. – Какого она цвета? – Красная. Я кладу ручку под подушку, которая лежит на соседнем стуле, и спрашиваю: – Что я только что сделал? Он отвечает быстро: – Вы положили ручку вон под ту подушку. Тогда я спрашиваю его о семье или о чем-нибудь еще. Проходит одна минута, и я задаю гл
Izohlar, 9 izohlar9