Hajm 180 sahifalar
2017 yil
Персонажи альбома. Маленький роман
Kitob haqida
Небольшой роман, в издании 2021 г. дополненный новой главой, впервые публиковался в 2017 г. Персонажи альбома семейных фотографий принадлежат к разночинной российской интеллигенции. Это разные по характеру и складу люди, кому выпала судьба жить в переломные предреволюционные и послереволюционные годы. Это попытка не исторического, а скорее психологического романа. Автор старался создать нечто вроде портретов людей, несходных по характеру и убеждениям, с разными, порой причудливыми, но одинаково печальными судьбами.
Первое, что хочется отметить, чудесный, завораживающий русский язык. Словесные конструкции чем-то похожи (в моем восприятии) на словесные конструкции Юрия Олеши. Будто перебираешь красивые, а то и полудрагоценные камешки, и вдруг блеснет бриллиант. Блеснет и спрячется обратно в кучку красоты. Просто дух захватывает. А второе, что мне кажется важным, читать нужно полностью погружаясь в текст. И тогда… как бы повторяя то, что я писала о словах, возникают среди повествования так же какие-то совершенно потрясающие кусочки текста. И относящиеся к повествованию, с одной стороны, и относящиеся к чему-то вне повествования, какой-то неуловимой глубине, с другой. И только в последнем рассказе некоторые кусочки паззла складываются в одну картину. Хотя, если взять чуть другие кусочки, выплывшие из небытия, и картина сложится другая. А может быть даже и о другом. Нужно будет обязательно перечитать. Чтиво то не одноразовое. Да.
Это книга о русской интеллигенции. Сюжет такой. Рассказчик, человек уже почтенных лет, рассматривает семейный альбом, доставшийся ему в наследство от двоюродной бабушки. И удивляется тому, что, несмотря на то что в облике людей, изображенных на снимках, «не было и тени двусмысленности», их судьбы сложились совсем непросто. И не только исторические события 1917 года стали тому причиной – порой они сами совершали странные, импульсивные поступки. Почему, например, благороднейший, честнейший и добрейший доктор Петр Петрович Берг однажды, по-чеховски разочаровавшись в людях и возможностях науки, просто бросил все (жену, лечебницу) и уехал на первом поезде куда глаза глядят? А его супруга, Марья Гавриловна, женщина строгая и впечатлительная, открыла «захватывающую радость» в простой сельской жизни? Коллега доктора Берга Егор Иваныч Фогель, последователь Фрейда, после Революции стал служить большевикам, а не нашедший себя в творчестве художник и вовсе сделал опасную карьеру при новом режиме. В книге с десяток персонажей, некоторые из них связаны друг с другом более тесно, другие – опосредованно. Раскрывая психологическое состояние и внутренние мотивы каждого героя, автор добивается большой художественной достоверности. Но было бы ошибкой причислить это произведение к семейным сагам. Содержательно и стилистически «Персонажи альбома» ближе всего находятся к ранним романам Набокова. Как и Набоков, Вера Резник пишет о распаде русской интеллигенции, о поисках личной духовной свободы, о стихии воображения, которая способна полностью заместить реальность. Как и в набоковских произведениях, в «Персонажах альбома» подготовленный читатель обнаружит множество скрытых аллюзий, культурологических и философских ребусов. Но самое важное качество, сближающее Резник и Набокова – это тщательная работа с русским языком. Причудливый, изысканный, порой архаичный, иногда изобретательный – язык «маленького романа» (такой подзаголовок имеют «Персонажи альбома») завораживает. Восхищают безупречные диалоги и – особенно – полилоги, всегда точно и тонко подобранные многозначительные ремарки и реплики. Это очень умный, даже интеллектуальный язык, но при этом легкий, образный и музыкальный. Настоятельно рекомендую прочитать «Персонажи альбома» Веры Резник тем, кто, как и я, соскучился по настоящему, живому звучанию русского языка!
Izohlar, 2 izohlar2