Hajm 240 sahifa
2023 yil
Kitob haqida
Новая книга известного сибирского писателя, лауреата премий «Созидающий мир» и Андрея Белого, Василия Ивановича Аксёнова переносит читателя в милую сердцу автора сибирскую Ялань и её окрестности. На этот раз главный герой с другом детства посещают старообрядческую деревеньку Колдунья, чтобы порыбачить на реке Кеть. В Колдунье, основанной в XVII столетии, во время царствования Алексея Михайловича, живут совместно кержаки и никониане. Образы жителей деревни с их застольными разговорами и религиозными спорами, несмотря на накал, всегда заканчивающимися мирно, выписаны автором ярко и рельефно. Читая, невольно испытываешь желание оказаться там – на Кети, рыбача на крупную щуку, окуня и язя, за столом гостеприимных хозяев, на деревенской улице, в сердце прекрасной и суровой Сибири.
В книгу также включен рассказ «Ветреным днем девятого мая», действие которого происходит в тех же местах.
Первый раз столкнулся с автором. Даже не слышал про него. Увидел книгу в списке выдвинутых на "Большую Книгу", поэтому решил ознакомиться. Оказалось любопытно. Произведение густо пересыпано местными словечками и говором. Мне это живо напомнило Астафьевские вещи. Но здесь колорита еще больше. Поначалу спотыкался, потом пообвык и читать стало проще. Я бы "Флегонта, Феврусу и других" отнес к трэвел-стори. Такая себе неспешная история поездки в глухое сибирское захолустье, куда можно добраться только вертолетом или по воде летом и по зимнику зимой. Знакомство с местным народом, кержаками-старообрядцами, рыбалка, совместные посиделки и беседы. Этнографически читать было крайне любопытно. Сибирь я люблю, такие дальние места в особенности, поэтому и с точки зрения "потосковать по глухомани", было весьма приятно читать. Богатый и колоритный язык у автора, языковых завитков и узорочья в тексте хватает, при этом, на удивление, не раздражает. Книга зашла, хотя не скажу, что я в каком-то диком восторге. Несмотря на те плюсы, что перечислил, чего-то все-таки не хватило, то ли драмы, то ли увлекательной истории.
Книга о вере, жизни и смерти, о высоком, короче. Не попала она в мое настроение.
Слог автора такой, будто постоянно спотыкаешься, не хочу читать больше его книги.
"Отчёт", как называет Василий Иванович Аксёнов свою книгу, - это подробная зарисовка жизни сибирской провинции. Разные типы людей, реки Кемь и Кеть, с их рыбными богатствами, отсылки к историческим событиям и личностям, таким как протопоп Аввакум или Ерофей Хабаров, - всё здесь сплетается, создаётся картина жизни деревни Ялань и Сибири вообще.
На мой взгляд попытка написать сочинение на тему "Как я ходил на рыбалку" превратилось в интереснейшее исследование быта,фольклора и речи сибирской глубинки. Не мое.
Моя серия "не дочитал". Книжку забрал на бесплатной литресовской раздаче лауреатов отечественной литературы, в поисках для меня новых, но кем-то или чем-то проверенных имен и текстов.
Не знаю, прилично ли писать такое на этом (приличном) сайте маленьких любителей литературы, но я не в курсе, кто такой Василий Аксенов (основной), его произведений пока не читал и эту книжку (Василия Аксенова НЕ основного) открывал без внутренней дрожи. На 6% закрыл и думаю, что теперь уже, за компанию, не грех и с творчеством второго тезки познакомиться.
Чем любопытна и чем запомнится мне эта книжка, даже если я ее больше никогда не открою: 1. Перенасыщенность текста архаичными выражениями. В принципе, это не минус для меня, но используя такой стиль, мне кажется, стоит очень аккуратно подходить к содержанию. Для меня стоп-линией стал фрагмент, где герой своим чудным языком начинает критиковать современных автовидеоблоггеров. Может, и не самый великий диссонанс, но мне резануло глаз, внутренний слух и все остальное. На этом как раз месте я и бросил читать. 2. Странные курсивы. Сначала я думал, что курсивом отмечены, как раз, архаичные обороты, чтобы современный тупенький читатель мог их значение погуглить (ну или чтобы проникнуться бОльшим уважением к автору, который знает столько диковинных слов), но потом как-то потерялась у меня эта логика и мне вообще стало казаться, что курсив тут используется, как некоторые говорят, рандомно. Но никаких дальнейших выводов я сделать не смог, да тут и сам Винни был бы бессилен ("...дыра — это нора, а нора — это Кролик, а Кролик — это подходящая компания, а подходящая компания - это...") 3. Сарай. Прочитанные 6% мне, в основном, запомнятся сараем, который главный герой в подробностях описывал, потом ремонтировал, ну и, вполне возможно, вообще очень любил. Пожалуй, это единственная прочитанная мной книга, главным героем первых страниц которой стал сарай!
Sharhlar, 8 sharhlar8