Hajm 320 sahifalar
2015 yil
Батюшки мои
Kitob haqida
Книга дневников и размышлений о церковной жизни конца восьмидесятых – середины девяностых годов XX века. Основной собеседник автора и главный герой книги – известный иконописец архимандрит Зинон (Теодор).
Не согласен с первым отзывом, что якобы книгу можно рекомендовать только тем, кто имеет богословское образование. Книгу можно и нужно рекомендовать каждому, кто хочет избавиться от фарисейского недуга, которым, того не замечая, страдает автор отзыва. Апостол Павел сказал, что надлежит между единоверцами быть разномыслиям для того, чтобы открылись искуссные, опытные. Это почему-то забывают склонные к инквизиторским методам насаждения истинной веры. Что опасного в том, что Зинон высказывает своё личное мнение? При чём тут догматы православной веры? Неужели не понятно, что всё, что говорит Зинон, есть его личный опыт познания Бога? Иван Ильин пишет Ивану Шмелёву: «Гениальные умы трогательно гадают над загадками Божиими, не более… Там, только там – в по-смертии откроются глаза, а в сей надо: живой опыт единения с Ним и живое доверие к Нему». И этот живой опыт познания Бога и демонстрирует Зинон. Имея богословское образование, ничего опасного в этой книге не вижу. А вот такие ревнители благочестия действительно очень опасны, как некогда ортодоксальные инквизиторы и коммунисты.
Это не цельное произведение, а набор замёток, в которых порой сложно разобраться из-за их отрывочности и непонимания контекста. Тем не менее, интерес пришёл по мере чтения, оригинальны рассуждения о православии и его роли. Личность отца Зинона осталась противоречивой, отношение неоднозначное. Все-таки противоречия в православие вносятся человеческой натурой. Интересны были также эпизодические заметки монастырского быта, которые не так часто встретишь.
Книга читается с трудом. Автор между строк критикует насельников монастыря, подмечая их недостатки, и очень редко показывает их положительные стороны. Ощущение, что за сложными обсуждениями сам автор и остальные далеко уклонились от главного, причем это же поневоле делает и читатель. Очень много критики церкви, властей, истории, за нею потерялось все хорошее. И ощущение, что талантливый художник и батюшка отец Зинон глубоко обманулся, увлекшись демагогией. Мало положительных эмоций при прочтении трудного размышления на судьбы мира. Думается, что автор слишком глубоко затронул жизнь насельников, исказив для читателя их портреты и не заметив в них главного. Есть несколько интересных мыслей, в остальном хочется выбросить сие произведение в мусор. Но дочитываю, чтобы понять, как далеко можно уйти по разным кривым дорогам, представляя, что занят поисками истины.
Как таковой основной идеи нет. Вниманию читателя предлагаются зарисовки из дневников. Понравилась стилистика, хороший язык. Но недостатки на мой взгляд в том что если это книга о православии, то о. Зинон – главный персонаж совсем не пример для подражания, а скорее наоборот. Увлекшийся католичеством и православным модернизмом он вызывает отторжение. Не случаен финал где отцом Зиноном автору было заявлено – «Больше не приходите». Если тебе так нравятся католики, то что мешает уйти к ним? Зачем поливать грязью своих? На эти вопросы в книге ответа нет. Автор остался в недоумении и не привел читателя к развязке. Выдавать в книге откровенно ложные с точки зрения православной догматики мнения без компетентных комментариев опасно. Например, одно из таких утверждений главного героя явно оригеновского толка – дескать и иуда спасся, раз из ада вышли все. Нет, иуда спастись не мог т.к. об этом говорит сам Господь – «Никтоже погибе, токмо сын погибельный» (Ин. 17, 12).
Рекомендовать книгу можно только тем, кто богословски образован. Для тех у кого знания поверхностные – читать с осторожностью. Можете причинить вред душе.
Несколько лет тому назад по всей России гремела книга епископа Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». После её прочтения для многих Псково-Печерский монастырь стал родным и близким. В книге Валентина Курбатова «Батюшки мои» мы вновь встречаемся с этой святой обителью, с её насельниками – знакомыми и новыми персонажами. Но эту книгу никак нельзя назвать повторением произведения владыки Тихона. Я обнаружила в книге Валентина Курбатова несколько иной взгляд на жизнь обители, хоть и прочла её тоже с большим удовольствием.
Izohlar, 6 izohlar6