Hajm 470 sahifalar
1928 yil
Смерть Вазир-Мухтара
Kitob haqida
Юрий Николаевич Тынянов во всех своих произведениях умеет передать живое ощущение описываемой им эпохи. «Смерть Вазир-Мухтара» – один из самых известных романов Юрия Тынянова. В нем он рассказал о последнем годе жизни великого писателя и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова, о его трагической гибели в Персии, куда он был отправлен в качестве посла. Также в сборник вошли повесть «Восковая персона» и рассказы «Подпоручик Киже» и «Гражданин Очер».
Janrlar va teglar
Тяжелая книга. О сложном периоде в истории России, когда умным было быть опасно и нежелательно.
И о том, как все-таки жили такие люди, раз уж так не повезло, на примере Александра Сергеевича Грибоедова- русского посла в Персии,человека, заключившего крайне выгодный для России Туркменчайский мир, автора «Горя от ума» и музыканта. Человека, растерзанного на части толпой , чьи останки были сброшены в выгребную яму с трупами других русских и были узнаны лишь частично- по простреленной руке в перстне. За чью смерть с русским царем расплатились редким алмазом. Человека, близкого к декабристам, удачливого в делах любви и незадолго до смерти женившегося на грузинской княжне. Его молодая вдова после его смерти начертала на памятнике: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего тебя пережила любовь моя?» и всю оставшуюся жизнь носила траур по погибшему.
В книге мы видим портрет скучающего, умного, смелого человека, который наносит визиты, любит женщин, желает России блага( и пытается его делать-так, как его понимает).
Но совсем непонятно, когда же он творил и как так много успел за свою короткую( 33 года ) жизнь.
Хотя, конечно, я понимаю, что основной задачей Тынянова , писавшего в советское время, было изобличать режим, что он успешно и сделал. Царь просто ноль без палочки, пустой человек, министры корыстолюбивы, полководцы( Паскевич, при котором служил Грибоедов) почивают на лаврах, добытых для них ссыльными «политическими». А любая смелая мысль или проект, направленный на преобразование страны, ее благосостояние, теряется в недрах чиновничьих столов.
Мне, как женщине, больше всего жаль Нину. Грибоедов знал о высокой вероятности своей гибели в Персии и, тем не менее, женился на ней, а потом рискнул в последний день пребывания в стране, что и привело-таки к гибели . Ведь, судя по всему, Нина была очень умной и смелой женщиной( судя по тому, что не побоялась просидеть несколько дней у постели опасно болевшего жениха). И могла быть чьим-то долгим счастьем, а не прожить с любимым всего несколько месяцев.
Рекомендуется к прочтению. Многое становится яснее и понятнее. Финал известен и каждый раз откладываешь книгу, чтобы отложить финал. Но…эти люди написали свою жизнь, теперь нам писать свою.
Обожаю эту книгу. Художественный текст, написанный литературным теоретиком Тыняновым, – это, по-моему, одна из самых удачных в истории попыток написать художественный текст на основе документальных свидетельств. Сама по себе история смерти Грибоедова в Персии такова, что было бы просто нелепо что-то к-ней додумывать. Трагедия, рок, любовь и смерть – невозможно остаться равнодушным после чтения этой книги к личности Грибоедова.
Бессмертная классика о великом Грибоедове! Читать обязательно, ведь это наша история, истор
ия страны и история великого русского писателя!
Одна из лучших книг на русском языке в своем времени.
Интересно ее прочитать вместе с "Ураганом" Джеймса Клавелла, тоже про Иран, в другое время, с другой стороны, но как раз за счет этого получается "объемность изображения", и на самом деле понимаешь, что стороны-то разные, а явление одно и то же.
И еще интересно, как история Самсон-хана в этом романе была в определенный момент похожа на историю стрелка Шарпа, только развитие дальнейшее было другим.
И правда Вазир Мухтар видел свое отражение в зеркалах, но он старался не смотреть долго. Разодетый и расфранченный Вазир-Мухтар не слишком нравился Александру Грибоедову...
Это участь умных людей, что большую часть жизни надо проводить с дураками.
Молчаливость важна, вот в чём сила.
Чтобы продолжалась дружба, нужно одно: тождество.
- Умею ли я писать? Ведь у меня есть, что писать. Отчего же я нем, нем, как рыба?
Izohlar, 6 izohlar6