Hajm 140 sahifalar
2024 yil
Частный случай
Kitob haqida
Трагикомическое происшествие, случившееся в «годы застоя» с молодым талантливым писателем Вадимом Кротовым. Редакции журналов под различными предлогами отказывают ему в публикации рассказов, поскольку его проза лишена героического пафоса, свойственного социалистическому реализму. Случайно Кротов попадает в поле зрения западных спецслужб, занятых поиском в СССР потенциальных диссидентов. Однажды он, к своему ужасу, слышит собственный опус в литературной передаче «из-за бугра»… Описывая «частный случай», автор размышляет о свободе творчества и возможностях ее реализации.
Первый роман Слепухина, который оставил меня равнодушной. То ли мне очень не близки проблемы героя, то ли время безвозвратно ушло, но не было ни шока, ни откровения, ни интереса.
Фабула не сложна, 70-е годы, молодой начинающий литератор, проблемы с публикациями рассказов в толстых журналах, вовремя подвернувшийся иностранец с предложение публиковаться за рубежом, грубоватая провокация, вмешательство органов. Вот, пожалуй, и все.
Не стало открытием, что решение принимать или не принимать работу молодого автора часто зависело от причин, не имеющих никакого отношения к литературным достоинствам этой самой работы. И не обязательно идеологическое соответствие, просто зачесалась левая пятка, сверху упрекнули журнал в излишнем пессимизме, посетовали, что больно длинные рассказы печатают, принес свои работы мэтр и места не хватило, да мало ли что. Жалко героя – ну, вроде бы и жалко, но не понимать, что сама работа свободного художника неизменно связана с людским произволом, может только очень наивный человек, а наш герой совсем не наивен. Ты выбрал такой путь со всеми подводными камнями, выбрал с открытыми глазами – так и иди по нему, и не жалуйся.
Грубоватая провокация западных спецслужб с обманом автора – не удивила. А то можно подумать, что в 70-е на Западе печатали наших авторов из чистого альтруизма и ради любви к хорошей литературе, ну да. А то там не хватало своих молодых авторов, их в любой стране множество.
Обратила внимания на откровения умного кагэбешника о том что да, любой советский гражданин имеет полное право публиковаться на Западе, мы подписали какую-то там конвенцию, все можно и не возбраняется. Но если тебя не публикуют здесь, значит или твоя вещь не годится по литературным достоинствам, или идеологически неправильная. А вот тогда публиковаться на Западе нездорово. Неприкрытый цинизм почему-то не поразил. Именно потому, что ничего нового не открыл.
В общем, как-то очень прямолинейно, а я уже избаловалась автором
Никогда особенно не любила политику и, особенно, советскую. А почему и сама не знаю. А тут просто пропала. Так интересно написать о противостоянии советской власти и запада надо было постараться. Причем тут не высшие чины и структуры, а простые люди, которые оказываются втянутыми в политические игры, сами того не замечая. В центре внимания - неизвестный пока еще никому писатель. Из тех, что пишут в стол, так как рассказы его не на животрепещущие темы, а на простые, бытовые. Пишет Вадим Кротов со вниманием к мелочам, но это никому пока не нужно. Правда друзья, которым Вадим давал прочесть свои рассказы, отмечают, что они хороши, что когда-нибудь найдут своего читателя. А как найдут, если в издательстве вежливо отказывают каждый раз, и даже пишут рецензии, не разгромные, нет, но довольно неприятные. И вот в жизни Вадима появляется некий Александр Векслер, иностранец, но отлично говорящий по-русски. Вроде инженер, но разбирающийся и в политике, и в литературе, и в достопримечательностях Ленинграда. Этот Александр, который вскоре становится для Кротова просто Сашкой, хотя и дружбы-то никакой между ними нет, рассказывает Вадиму о том, что и на Западе писателям живется не очень хорошо, но тем не менее делает кое-какие намеки и вроде даже предложения. А вскоре этим Векслером начинают интересоваться соответствующие органы. Очень достойная повесть, не перегруженная ничем, интересная, логичная, ненавязчивая.
Izohlar, 2 izohlar2