Hajm 287 sahifalar
2017 yil
С Хейердалом через Атлантику. О силе духа в диких условиях
Kitob haqida
Слабый становится сильным, робкий – отважным, обидчивый – великодушным, если ими движет единая достойная цель.
(Юрий Сенкевич)
Могли ли египтяне на своих папирусных кораблях добраться до Нового Света? Этим вопросом в далеком 1969 году задался легендарный ученый Тур Хейердал и отправился в беспрецедентную научную экспедицию на копиях древних судов. На должность врача ученый пригласил молодого военного медика Юрия Сенкевича.
День за днем будущий создатель «Клуба путешественников» вел записи, подробно рассказывая обо всех трудностях, которые им приходилось преодолевать.
«Словно по заказу тех же психологов, обстоятельства позаботились о том, чтобы эксперимент с каждым часом осложнялся дополнительными обстоятельствами…», – вспоминал Юрий Сенкевич. Голод, нечеловеческие условия, ежеминутный риск для жизни, – все это сплачивало и ожесточало одновременно. К концу экспедиции все мечтали лишь о возвращении домой, но на следующий год Юрий Сенкевич записал в своем дневнике:
«…Сегодня, спустя год, мы опять в океане. И опять в контракте, подписанном каждым из нас, сказано: “…рискую и сознаю, что иду на риск”»…
Читая книгу вспоминаю телепередачу « Клуб путешественников», которую вёл на ТВ автор. Каждую неделю ждали выхода этой передачи. Прекрасная книга. С удовольствием почитал бы про другие путешествия.
Эту книгу читала с упоением. Юрий Сенкевич был ведущим передачи «Клуб кинопутешественников». И я полюбила смотреть и передачу, и путешестчи,. Сейчас, прочитав книгу, я совершенно согласна со словами Тура Хейердала: все, что объединяет людей-это естественно, а все что разъединяет -искусственно. Очень рекомендую прочитать людям, которые считают, что главное в жизни -материальные ценности.
Папа у меня заядлый путешественник и книголюб-библиофил. Поэтому закономерно получилось так, что он сначала научил меня читать, а потом любить книги — в том числе и на особинку книги о путешествиях, под которые дома было выделено несколько полок в два ряда :) Так что читано-перечитано на эту неисчерпаемую тему много, но несколько книг стали любимыми и особенными. Одна из них — вот эта, «На «Ра» через Атлантику». Затеяв вместе с другом и коллегой strannik102 внезапный мини-флэшмоб, книгу тем не менее перечитала. Просто не могла себе отказать в таком удовольствии.
О чём хочу сказать в первую очередь: Юрий Александрович — замечательный рассказчик. Может, именно поэтому так хорош стал под его началом «Клуб кинопутешествий» (да, именно так, я знаю, о чём говорю, поскольку в силу возраста застала передачу ещё под этим названием, когда её вёл Владимир Шнейдеров). Из альманаха научно-популярных короткометражек «Клуб путешественников» превратился в полноценную интереснейшую передачу, в чём немалая заслуга принадлежит Юрию Сенкевичу.
И вот именно замечательному рассказчику, врачу, ставшему ещё и путешественником, наверное, трудно было решиться написать книгу — он и сам упоминал об этом. Получилось?.. Несомненно — да. «Краткое содержание» в начале каждой главы напоминает одновременно и дневниковые записи (коротенькие, «на ходу», пометки, чтобы не забыть, о чём следует рассказать впоследствии), и пространные названия глав в литературе XIX века, в том числе и в приключенческих романах. Сенкевич искренен и откровенен, самокритичен и наблюдателен, ему присущ чудесный мягкий юмор, его повествование предельно приближено к устной речи (чего стоят только эти обрывы абзацев, в которых так и чувствуется азартный рассказчик, который бросает одну тему и переключается на следующую, потому что это же интереснее!..) — и насколько увереннее он чувствует себя, вступая на свою исконную территорию: делясь с читателем психологическими выводами, сделанными из своей работы судового врача! Для меня как гидробиолога по первой специальности интересными оказались и страницы об изучении экспедицией «Ра» загрязнённости Мирового океана. Вспомнилось ужаснувшее меня когда-то название одной из научных работ в реферативном журнале — сформулировано оно было примерно так: «Свободно плавающий пластик как новая ниша обитания морских организмов», — боже, во что мы превращаем нашу планету!..
И всё же: что главное в Сенкевиче-писателе, что меня покорило в первую очередь и так высоко вознесло его книгу в «рейтинге» близких и подобных ей? Первое: неукротимая романтика, антипод прагматизма. Пусть плавания «Ра-1» и «Ра-2» и были экспериментальным подтверждением теории древних трансокеанских связей — но, наверное, море, приключения, преодоление стихий, мысль «мы первые!» оказались гораздо более сильным доводом в пользу того, чтобы в эти плавания отправиться. Второе: вера в людей, любовь к людям. Тут, думаю, особых объяснений не требуется. Огромное уважение к Туру Хейердалу — исследователю, организатору и участнику экспедиций, знакомство с экипажем папирусной лодки, которое быстро переросло в настоящую мужскую дружбу — не глянцевую и плакатную, не идеально-книжную, а суровую и весёлую, часто занозистую и нелёгкую, просолённую Океаном, испытанную двумя трансатлантическими переходами на «стоге соломы», как с шутливой непочтительностью называла команда «Ра» свой бумажный кораблик. И окрепшая в этих странствиях горячая вера в то, что люди могут всё — только если научатся понимать друг друга, сотрудничать, дружить.
Спасибо, «Ра». Спасибо Туру, Юрию, Карло, Жоржу, Сантьяго… всем, кого подхватил вольный ветер странствий. И, конечно, спасибо ЛайвЛибу за это возвращение в юность, в синие океанские просторы, в прекрасный мир сильных и смелых людей.
После прочтения “Ра” Тура Хейердала решила ознакомиться и с книгой другого участника этой же экспедиции. Было опасение, что книга окажется скучноватой, но нет. Юрий Сенкевич не так уж много повторяется, на самом деле. Даже те события, которые уже описаны в книге норвежского ученого, здесь рассказаны немного по-другому, с иными подробностями и акцентами. Приводится множество бытовых деталей. Отсюда парочка относительных минусов книги: зависимость от труда Хейердала (возможно, как отдельную книгу читать было бы сложновато) и обилие личной информации о других участниках экспедиции (интересно, как они к этому относились, давали ли свое одобрение, потому что некоторые эпизоды выглядят даже нетактично).
Достаточно много внимания уделено медицинским моментам и психологическим исследованиям. Оказывается, еще на берегу Сенкевича завалили приборами и тестами, которые он должен был опробовать и провести в полевых условиях. Физиологические опыты оказались в условиях плавания не под силу, а вот различные опросники были проведены, как и опыты с гомеостатом (на предмет приспособляемости к окружающей среде). Приводит Сенкевич и анализ с выводами, проведенные уже специалистами на суше. Даже разработаны и приведены рекомендации психологов к подбору участников подобных путешествий в будущем.
Любопытны подробности о поиске воды для экспедиции, которая была возложена именно на Сенкевича, как врача экспедиции. Не всякий источник подходил, ведь вода должна была храниться несколько месяцев и не цвести при этом. Интересно, сколько подобных деталей могли бы сообщить другие участники плавания.
Читается очень легко. Сенкевич не выпячивает себя, часто иронизирует над всем. Описывает и трудности, и скандалы, но не зацикливается на этом. В конечном итоге впечатление от книги позитивное. Интересно, что рассказывает он об обоих плаваниях сразу: перескакивает с “Ра-II” на “Ра-I”. Основным получается все же второе плавание, о первом скорее воспоминания. Так что, наверное, имеет смысл сначала прочитать книгу Хейердала, чтобы не запутаться, у какого корабля корма тонула, а у какого нос отпиливали, на каком плавал Абдулла, а на каком – Кей и Мадани. А в остальном – прекрасно. Интересно и подробно.
Я нежно люблю и путешествия, и книги, и книги про путешествия Так что меня частенько можно на них приманить, а тут ещё и компания интересная Всё же интернациональные команды в советской литературе чаще состоят из народов социалистических республик, а тут прям разнообразие и ни одного камня в сторону капиталистов Хотя конечно совсем без идеологических лозунгов не обошлось, но направоение призывов в разы добре и полезнее
Теперь же к персонажам истории и повествованию Они живые Люди, плывшие на Ра-1 и Ра-2, не святые и характер у многих так себе, но они ужились как-то вместе в весьма своеобразных обстоятельствах Несомненно огромную роль сыграло то, кто был лидером экспедиции Из записок прекрасно видно, что авторитет Тура Хейердала признавался всеми без исключения членами команды Сенкевич подробно рассказывает о делении и так небольшой группы на ещё меньшие более сплоченные кучки по интересам и почти в каждой присутствует Тур Сенкевич в целом уделяет Хейердалу текста больше, чем всем остальным членам экипажа вместе взятым, много рассказывает о его [Тура] других путешествиях, идеях и даже семье
К стилю повествования привыкнуть было сложновато Оно скачет между темами и временами множество раз за страницу: то речь о Ра-2, а потом на середине мысли уже воспоминания о Ра-1; то описание шторма, а затем что-то почти научное; иногда и вовсе абсолютно отвлеченные темы Но даже так получилось достаточно интересно и увлекательно Возможно позднее я прочитаю и вторую книгу об этом плавании
Слушающий узнает больше, чем говорящий. И как ветер, так и люди, продолжающие жить среди природы, многое могут рассказать нам такого, чего не услышишь в стенах университетов» (Тур Хейердал)
Izohlar, 37 izohlar37