Hajm 441 sahifa
1864 yil
Джон Лоу. Игрок в тени короны
Kitob haqida
Май 1705 года. Франция на грани банкротства. Эпоха «короля-солнца» закатилась. Кутила и бонвиван Филипп Орлеанский, племянник Людовика XIV и регент при малолетнем Людовике XV, в перерывах между балами и альковными похождениями ищет выход из тяжелой ситуации. И выход найден. Шотландский финансист-чародей Джон Лоу представляет регенту революционную идею: заменить звонкую монету на бумажные ассигнации. На первый взгляд – чистая авантюра, но Лоу – сын золотых дел мастера и банкира, он объехал полмира, общался с лучшими финансистами Европы. Его оригинальная «система» математически просчитана и доказана. Но можно ли доверять человеку, о котором поговаривают, что в прошлом он – ловкий картежник и опасный дуэлянт, бежавший из тюрьмы?
Исторический роман знаменитого английского писателя Уильяма Гаррисона Эйнсворта рассказывает о взлетах и падениях Джона Лоу (1671–1729), блестящего джентльмена и царедворца, гениального реформатора и авантюриста.
Сюжет увлекательный сам по себе, но важно сразу понимать, что роман написан в 19 веке. То есть текст старомодный: часто затянутый, герои любят произносить долгие речи, много излишне пространных описаний. Современному читателю будет скучно, мы привыкли к более быстрому развитию сюжета.
Роман английского романиста 19-го века, некогда популярного, а сейчас почти забытого, посвящён шотландскому авантюристу, гениальному финансисту и смелому прожектёру Джону Лоу (в оригинале роман так и назван John Law, the projector).
Джон Лоу – это тот, кто придумал и ввёл в обращение бумажные деньги, внедрил систему кредитования, научил французов, а вслед за ними и весь мир, игре на бирже, созданию предприятий на паях, выпуску акций и ценных бумаг, и - соблазнил идеей «делать деньги из воздуха».
Получив всестороннее образование в области финансов в разных городах Европы, применяя собственную разработанную систему в салонных азартных играх, и тем обеспечивая себе приличную жизнь джентльмена, Лоу мечтал о масштабных финансовых проектах. Игра за карточным столом, каковы бы ни были высоки ставки, всё-таки давала весьма ограниченное поле для его ума и энергии.
После тёмной истории с убийством на дуэли английского аристократа, Джон Лоу бежит на континент. В книге Эйнсворта история дуэли расписана подробно и довольно мягко по отношению к герою, как оно было на самом деле – сказать трудно.
В европейских великосветских гостиных Лоу быстро приобретает известность, как весьма удачливый игрок. Многим правителям он предлагает реализовать свою систему реформирования финансов, денежного обращения и торговли, но все с опаской отклоняют его прожекты – уж больно смело и необычно. Не раз ему говорили, что он мог бы применить свои идеи во Франции, но пока был жив старый Луи XIV, это было невозможно.
Когда король Луи умер в 1715 году, регент Филипп Орлеанский горячо поддержал Лоу, поскольку после разорительного правления старого короля казна была в глубоком минусе, и государство имело такие долги, что это было на грани банкротства. Выхода всё равно не было, и Регент вручает бразды правления финансами Лоу, каков бы ни был риск, государство было в таком положении, что хуже уже не будет.
Около пяти лет продолжался умопомрачительный финансовый взлёт во Франции – выпуск бумажных денег и акций, кредитование, спекуляции на бирже, оживление торговли, создание Миссисипской компании, торговавшей с американскими колониями и осваивавшей земли Луизианы, где строился названный в честь Регента город Новый Орлеан.
Это было безумное время – когда день и ночь в Париже давились и бесновались толпы на узенькой улице Кенкампуа, где сосредоточились конторы маклеров, банкиров, спекулянтов и прочих ростовщиков. Где в толпе в ажиотаже соседствовали лакеи с герцогинями, бывшие горничные сверкали бриллиантами, а бывшие кучеры приезжали в золочёных каретах. Равно и графы, и мошенники открывали толстые бумажники и покупали и продавали, покупали и продавали, погашали долги, давали взятки. В этом безумно волшебном месте каждый мог стать калифом на час.
Бумажные деньги, акции и ценные бумаги выпускались и перевыпускались, дивиденды выплачивались бешеные, счастье лилось рекой. Однако, достигнув пика, финансовая пирамида неизбежно рухнула. И тут уж спасайся, кто может. Под обломками пирамиды кто-то погиб, большинство обнищало, кто-то вышел сухим из воды, а кто-то нажился и вывез за границу миллионы. Джон Лоу сумел с возможным достоинством выйти из ситуации, он подал в отставку, оставил всё имущество и нажитое богатство в Париже и покинул страну, по-хорошему расставшись с Регентом.
Джон Лоу описан в книге с симпатией, несмотря на его ошибки и авантюризм. И про него есть ещё один блестящий приключенческий роман, полный остроумия и увлекательности, к сожалению, тоже малоизвестный. Рафаэль Сабатини Игрок
Идеи Джона Лоу не пропали даром, они периодически возрождаются. Их яркое воплощение в жизнь мы можем и сами припомнить в 1990-х годах. Просто удивительно, как мы быстро всё забываем.
Izohlar, 2 izohlar2