Hajm 123 sahifalar
1990 yil
Невольники Маркса: Бойс, Уорхол, Кляйн, Дюшан
Kitob haqida
Основной темой этой книги является перекрытие эстетического поля политэкономическим – феномен, который, с точки зрения Тьерри де Дюва, заслуживает рассмотрения в качестве определяющего для искусства модерна. Де Дюв выбирает четырех художников (Йозефа Бойса, Энди Уорхола, Ива Кляйна и Марселя Дюшана) и предлагает отобразить художественные взгляды каждого из них на карте политической экономии Карла Маркса. Так, Бойс становится «последним пролетарием», вообразившим новую экономическую систему, в которой не деньги, а креативность является настоящим капиталом, Уорхол – «идеальной машиной» массового производства искусства, Кляйн – «мертвым продавцом» нематериального, а Дюшан – «фенансистом» современной жизни, который знает секреты художественной меновой стоимости.
Книга будет интересна тем, кто в общих чертах знаком с произведениями данных художников, а в идеале ещё и с теорией Маркса. Читать иногда сложно, но автор довольно предусмотрительно проводит главную идею каждой главы через всю книгу (сравнивая художников между собой) и из-за этого информация структурируется чуть легче.
Очень странная книга. Основоположники современного искусства рассматрены автором через призму политэкономии Карла Маркса. Много ссылок на «Капитал» и мало на произведения художников. Не рекомендую.
с25.
...с субъективной точки зрения художник-модернист - это пролетарий par exellence, так как режим частной собственности принуждает его поставлять на художественный рынок вещи, существующие далее в качестве товаров, но, чтобы обладать какой-либо художественной ценностью, обязанные быть ... экстрактами его рабочей силы и, по возможности, только ее. ...
Маркс называет эту универсальную способность производства ценности рабочей силой, а Бойс - креативностью. ...
с26.
Стоя ... на пороге "конца модерна", Бойс звал к тому же самому, ... на что без конца надеялся .... - как на ... освобождение - модернизм. "Каждый человек - художник": так так говорил уже Рембо, так думал уже Новалис. Вновь повозглашали этот лозунг ... студенты 1968-го. ...со времен немецких романтиков, он означал: "Власть - воображению!" ... каждый человек - художник... только те немногие, кого по глупому недоразумению называют профессиональными художниками, понимают, что их призвание - мученически воплотить этот потенциал. Отсюда - два лица модернизма: ... открытое лицо революционера и педагога, уверенного в том, что адекватное просвещение способно освободить креативность; и тайное лицо безумца и бунтаря, настаивающего на том, что креативность свободна уже сейчас, в мире сем, свободна именно потому, что подавлена...
с27.
...креативность является потенциалом всех и каждого, причем потенциалом, не нуждающимся в разделении труда. Креативность - это производительная способность вообще... истинный капитал... ...чтобы креативность "вернулась из отчуждения", имущество, включая деньги, должно было очиститься от товарного статуса. Монета, которую Бойс называл "производительным капиталом", чеканилась бы в таком случае центральным банком
с28.
без обеспечения (не нагружаясь ни временем, ни рабочей силой) и распределялась бы по демократической схеме.
...Пока новый порядок не наступил, капиталом остаются деньги, а не креативность. Не каждый человек - художник,
с30.
и рынок искусства по-преднему оперирует как товарами плодами "креативности" тех, кого он признает профессиональными художниками. ... в условиях промыщленного капитализма (сосуд) креативность художника (содержимое) может лишь застывать в виде товаров и отчуждаться, переходя в их меновую стоимость. Сколько бы художник ни обращался к своему источнику - рабочей силе, - алхимия, которая претворяет ее в золото для торговца-галериста, оставляет по себе один шлак ("сгущенное рабочее время", как сказал бы Маркс).
с31.
...в условиях обновления ... креативность художника ... сохраняет свой подрывной потенциал. Однако ... переполняемая разъедающей ее рабочей силой, ванна все равно не избегает меновой стоимости.
Ничего подрывного в креативности больше нет, это миф, оставшийся в прошлом.
с32.
Бойс умер, сгустки его таланта (но не креативности) беспощадно фетишизированы некрофильским рынком искусства, и только время решит, суждено ли его скульптуре выжить на пепелище социальной скульптуры - это модернистской Kunstwollen, последние вспышки которой он воплотил.
Когда мифы и утопии прописываются наперекор чаяниям их создателей,они открывают за собой новые и в известном смысле освободительные мысли и чувства. Нельзя ограничиваться выбором между постсовременной меланхолией и постмодернистским цинизмом.
Izohlar, 2 izohlar2