Hajm 141 sahifa
1939 yil
Царица Воздуха и Тьмы
Kitob haqida
Тетралогия Т. Х. Уайта «Король былого и грядущего» (плюс вышедшая посмертно «Книга Мерлина») – произведение знаковое не только в фантастике, но и в литературе в целом. Достаточно упомянуть имена писателей, прямо говоривших о том влиянии, которое оказал на них Т. Х. Уайт, чтобы убедиться в этом. Майкл Муркок, Джоан Роулинг, Нил Гейман – список можно продолжать долго.
Источник цикла, конечно, Томас Мэлори, его «Смерть Артура».
С другой стороны, Уайт настолько созвучен своей эпохе, настолько напитал эти книги мыслями о добре и зле, тревогой за современный мир (первые произведения цикла выходили в предвоенные годы), что, независимо от источника, ценность и самобытность их не вызывает сомнений.
На надгробном камне на могиле Т. Х. Уайта выбита надпись: «Писателю, который из глубины своего измученного сердца доставлял людям радость и восхвалял жизнь».
И это действительно так.
Второй роман тетралогии.
К моему удивлению, эта часть цикла оказалась не совсем детской, во-первых, сцены жестокости (не на войне). Во- вторых, война, как главная тема, рассматривается в её философском и историческом смысле. Показано, как она назревает, накатывает как ком, как нарождается философия насилия. И всё это совсем не многословно – сама книга всего-то 100+ страниц, но как много здесь сказано, сколь многое показано наглядно. Что такое недолюбленные дети, что такое детская жестокость, вообще жестокость, совершаемая походя, без смысла, как этим взращивается зло.
Молодой король Артур начинает править страной, пытается объединить её, повернуть на новый путь, но Старое сопротивляется, и война становится неизбежной. Тут вокруг темы войны много философских высказываний, отсылок и намёков, но они настолько кратки, это не страницы и не абзацы, это буквально одна-две фразы, и их даже можно пропустить и не заметить. Некоторые, конечно, невозможно не заметить – отсылка к Гитлеру и его приходу к власти, например, (книга вышла в 1939 – тема войны очень актуальна в Европе), и туманные намёки на англо-бурскую войну, и Первую мировую.
Итак, война короля Артура предопределена, и началась она с битвы при Бедегрейне. Битва описана кратко (повторюсь, здесь всё кратко, очень лаконичная часть цикла, но достаточно плотная), и опять полна отсылок и ассоциаций. В этой битве как бы соединились множество знаковых исторических битв (не забываем, Артур - король былого и грядущего). Войска Древнего Люда в несколько раз превышают по численности армию Артура, как тут пропустить ассоциацию с битвой при Азенкуре. Воины Артура в ночь перед битвой молятся, их противники самоуверенно играют в кости и пьянствуют.
Войско Артура противостоит объединенной армии мятежников 11-ти королевств (читай – шотландских кланов), как тут не вспомнить битву при Коллодене, когда мятежные шотландцы поднялись против англичан в защиту Стюартов.
Явно упомянут и король Генрих 2 Анжуйский, его сражения против Стефана и покорение Ирландии. Можно вспомнить и битву Веллингтона при Ватерлоо, и другие исторические битвы Англии, все они так или иначе отражены в первой битве короля Артура, в которой Судьбой было предписано победить.
Артур мужает, набирает силу и веру в своё дело, его первая битва выиграна, но сможет ли он при своём простодушии противостоять силам зла и тёмной магии? Мордред уже родился, схватки Добра со Злом ещё впереди.
Не всё так мрачно в этом романе. Есть тут и английский юмор, за юмор отвечают король Пеллинор, рыцарь Груммор и Паломид, у которых такие запутанные отношения с Искомой Зверью.
Очень интересно следить за взаимоотношениями Артура и Мерлина. Мерлин никуда не спешит, время для него ничего не значит, ему известно и Былое и Грядущее. А король Артур воплощает предначертанное в реальность.
Вторая книга цикла о короле Артуре начинается с войны и заканчивается свадьбой. Вполне классический подход к рождению Короля с большой буквы. Дело в том, что даже если трагическая судьба привела тебя к трону, то мало вытащить кусок металла из камня. Король рождается, когда принимает непростые решения, идет наперекор устоявшийся традиции и обрекает себя, подчинившись злому Року. Хотя, возможно, все дело в том, что кое-кто вроде Мэрлина совсем выжил из ума. Но, скорей всего, и это было частью таинственного и великого плана. Эта часть цикла выросла вместе со своим героем и уже представляет собой серьезную книгу. Артуру с самого начала приходится вступить в войну с 11 королями мифической Англии и прочих земель. Для подтверждения легитимность правления чуда, в чем бы оно не заключалось, бывает маловато. И здесь конечно же будет и шикарно описанная битва со всеми положенными атрибутами в виде тяжелой конницы, лязга железа и хитрых тактических приемах. Но самое поучительное это мысли Артура, то бишь автора, о войнах и рыцарях. Чьими руками вершится кровопролитие, для кого это игра, а для кого вопрос жизни и смерти.? Ответы, вроде, давно известны и понятны, но ничего не меняется. Впрочем, сюжетная линия с королем Пеллинором и его друзьями вкупе с Искомой Зверью, не дает ей скатится в какое-то уже совсем дарк фэнтези. Это настолько милая и славная вещь, что читать о похождениях Короля Пеллинора без улыбки просто невозможно. Хотя и эта часть истории омрачена тенью проклятия и будущих трагедий. Очень надеюсь, что последующие книги цикла будут такими же интересными, с которыми не только приятно провести время, но и дающую пищу для размышлений.
Вторая книга знаменитой пенталогии о короле Артуре. Это по-прежнему не классическая артуриана. На первый взгляд книжка представляет собой забавную мешанину из приключений сыновей Моргаузы и любовных похождений Искомой звери, чуть приправленную толикой жестокого чародейства самой Моргаузы. Собственно Артура в книге очень мало, а роковому событию, приведшему впоследствии к смерти Артура, посвящено и вовсе несколько абзацев.
Ничего, даже если вам придется перечитать его дважды, словно некий урок из учебника истории, ибо это древо — важнейшая часть трагедии Артура. Вот почему сэр Томас Мэлори назвал свою очень длинную книгу «Смертью Артура». И хоть девять десятых рассказанной им истории, по всей видимости, относится к рыцарям, бьющимся на турнирах и предающимся поискам священной чаши и тому подобным делам, повествование остается целостным, и ведется оно о причинах, по которым молодого человека постигает к исходу жизни горестный конец. Это трагедия, как ее понимал Аристотель, общезначимая трагедия греховного деяния, возвращающегося к своим же истокам. Потому-то нам и должно знать родословную Мордреда и помнить, когда наступит время, что Король спал со своей сестрой. О последнем он не догадывался, и, возможно, во всем виновата только она, но, как видно, в трагедии одной невинности мало.
Меня, разумеется, шокировало изуверство Моргаузы, но по прошествии некоторого времени я подумала – а что, если так и было задумано? Что, если нам хотели показать, что жестокость порождает только жестокость и что именно грех Утера привел в конце концов к гибели Артура? Прослеживается прямая параллель между изначальным поступком и его следствиями. Мы уже видим, что выросло из сыновей Моргаузы, хотя еще не знаем, каков в этом цикле будет Мордред. Эту книгу, как и весь цикл, стоит читать параллельно со «Смертью Артура». Это не пересказ книги Мэлори и даже не ее переложение, это взгляд на общеизвестную историю чуть под иным углом, превращающим легендарного короля в обычного человека, подверженного ошибкам и грехам, а легендарные битвы – в бедствие для простых людей. А самыми главными в этой книге явились для меня рассуждения Мерлина.
Мерлин все еще продолжал свои объяснения. — Когда я был молод, — говорил он, — бытовала такая идея, что любая война — дело неправое. В те дни очень многие заявляли, что они просто-напросто никогда и ни за что сражаться не станут. — Возможно, они были правы, — сказал Король. — Нет, не были. Одна честная причина для драки все же имеется, и состоит она в том, что драку затеял кто-то другой. Понимаешь, войны, конечно, греховны, они, может быть, греховнее всего, что творят греховные виды живых существ. Они греховны настолько, что их вообще не следует допускать. Но если ты совершенно уверен, что войну начал другой человек, значит, наступило такое время, когда остановить его — это до некоторой степени твой долг. — Но ведь любая из сторон всегда объявляет зачинщиком своего врага. — Разумеется, объявляет, и даже хорошо, что ей приходится так поступать. По крайней мере, это показывает, что втайне каждая из сторон сознает, какой грех — развязывать войны. — И все же насчет причин, — возразил Артур. — Если одна из сторон каким-то способом доводит другую до голода, — способы могут быть самые мирные, экономические, с военными действиями вовсе не связанные, — тогда голодающая сторона получает право сражаться, чтобы выйти из этого положения, — ты понимаешь, что я имею в виду? — Я понимаю, что ты, как тебе кажется, имеешь в виду, — сказал волшебник, — однако ты не прав. Войне нет оправданий, нет вообще, и какого бы зла твой народ ни причинил моему — не считая военного нападения — именно мой народ будет неправ, если затеет войну, чтобы выправить дело. Убийцу, к примеру, не оправдывают, когда он отговаривается тем, что жертва его была богата и его угнетала, — так с какой же стати оправдывать на этом основании целый народ? Несправедливость надлежит исправлять с помощью разума, а не силы.
Включение этих мыслей в книгу не удивляет, если посмотреть на год ее написания – 1939. Удивительно другое – какими современными и актуальными они выглядят сейчас. И нет, все же это совсем не детская книжка, и она требует очень вдумчивого чтения и понимания, что на самом деле хотел сказать автор. Но с точки зрения сюжета она понравилась мне чуть меньше, чем первая книга.
Вторая часть цикла "Король Былого и Грядущего" продолжает традицию первой "Артур - не Артур". Это все та же философская сатира, но уже точно не детская в силу и своей сложности, и описываемых событий. Ей даже возрастной рейтинг больше поставили. У нас есть Артур, есть Мерлин, есть Моргауза и ее сыновья - их, конечно, связывает общий сюжет легенды артурианского цикла, но эти имена - лишь маски, который надел на себя совершенно другой и вполне узнаваемый исторический сеттинг.
Есть над чем подумать, поэтому главы Артура и Мерлина я специально читала внимательно, чтобы не потеряться в витиеватости фраз и понять, что же действительно говорят и хотят герои. Среди этого явного абсурда, которым кажется весь цикл на первый взгляд, нельзя не отметить насколько хорошо автор все же умеет отображать человеческую натуру.
Цикл я скорее всего добью до конца. Но. Это все же не Артур, это не то, что я искала. На деле же самым лучшим художественным циклом о короле Артуре в моем сердце останется трилогия Бернарда Корнуэлла: "Король Зимы" - "Враг Божий" - "Экскалибур".
"Царица воздуха и тьмы" продолжает традицию первой части, разве что повествование, за исключением последней главы, представляет собой совсем уж шуточный вариант. Чтоб вы понимали, написано в таком духе:
Камень аккуратнейшим образом снёс с головы Мерлина шляпу, и старый джентльмен грациозно помчался за юношей вниз по лестнице, размахивая палочкой из дерева жизни.
Или такой эпизод: друзья короля Пеллинора переодеваются Искомой Зверью, чтобы его подбодрить, но тут появляется настоящая Искомая Зверь, влюбляется в "собрата" и караулит у ворот замка, не давая им уйти.
При этом исподволь поднимаются очень серьёзные вопросы: о праве сильного, о детях и родителях, о бессмысленной жестокости...
Идеальная книга для детей.
Izohlar, 6 izohlar6