У меня есть несколько вредных привычек. Одна из них - грызть семечки. Понимаю, что вредно как для здоровья, так и для ногтей, но ничего с собой поделать не могу.
Другая моя вредная привычка сродни первой - я люблю время от времени заливать в pocket-бук какой-нибудь свежеизданный армадовский опус и ознакамливаться с новым витком полета авторской мысли. Обычно мое ознакомление заканчивается тотальным разочарованием в современном печатном слове, среднем интеллектуальном уровне читателя и настроем на критикующий лад.
Честно осиленный мной текст под авторством небезызвестной Татьяны Форш вновь уверил вашу покорную слугу в том, что авторши с СамИздата, заботливо пригреваемые под крылом "Армады", со сравнительно недавних пор уподобились царю Мидасу, который, как известно, легким касанием руки превращал все вокруг себя в золото. Увы, в отличие от несчастного царя, юные и не очень дарования с СИ проделывают обратную операцию над всевозможными направлениями жанра фэнтези и фантастики. Изрядно поглумившись над классическим фэнтези и добившись того, что от слова «эльфы» во рту появляется неприятный привкус, а левый глаз начинает подергиваться, авторши стали поглядывать в сторону других жанров. Татьяна Форш смело ринулась в бой с неизведанным для нее доселе понятием "космоопера" и попыталась написать нечто, при очень отдаленном рассмотрении смахивающее на образчик данного фантастического направления.
Интересно, почему обитательницы СИ настолько твердо уверены в том, что, если прилепить впереди названия жанра эпитет "юмористический" и подать под этим соусом парочку позапрошлогодних квновских шуток и несколько сильно бородатых анекдотов, то получится вкусное блюдо?
"Сумасшедший отпуск» такового из себя не представляет.
Все, что можно сказать о новом творении Татьяны по горячим следам первого впечатления - сумбур. Причем, сумбур невнятный и нелогичный. Опять перед нами предстает неплохая идея с хромающим на все конечности воплощением.
Татьяна стремится собрать все яйца в одну корзину и объединить под твердой обложкой сразу несколько жанров: городского и славянского фэнтези плюс мизерные вкрапления космооперы. Похвалить Форш в данном случае я могу лишь за одно: попытку отхода от шаблонов ЖЮФ про попаданок и ехидных ведьм. Хотя нет, вру. Попаданец там-таки присутствует, но не столь заметный, и, скорее, обретается где-то на заднем плане.
Начну с самого больного места творчества Татьяны: с сюжета.
Из того винегрета, что подан в тексте, я с грехом пополам сумела вычленить несколько сюжетных завязок. Итак.
В то время, как на нашу бедовую планету приземляется инопланетный корабль под руководством неизвестно кого и догоняемый неизвестно, кем (враги были скупо обозначены как раски и больше ничего), две девицы-сестрицы едут отдыхать в Богом забытую деревушку где-то в глуши. Там они сталкиваются с кучей непонятных вещей и явлений, ссорятся, мирятся, психуют, успокаиваются, и в конце концов находят каждая свою Любовь. Собственно, все.
В этом опусе перед нами вновь предстает модная нынче манера повествования: взгляд на ситуацию из глаз разных персонажей. Можно порадоваться уже тому, что в данном случае этот прием оправдан: описывается не одно и то же малозначимое событие, переливая из пустого в порожнее, а разные, что позволяет немного расширить границы авторского вымысла. Более-менее сужен и круг повествователей: всю незатейливую историю мы наблюдаем из глаз одной из сестер. Изредка вклинивается инопланетный персонаж, скачущий из тела в тело с легкостью гонной козы, но ему отчего-то уделяется унизительно малое пространство текста, и он играет банальную роль рояля в кустах: появляется только тогда, когда на младшую сестру нападает романтический настрой или же когда нужно хоть как-то разбавить пресную жиденькую кашицу рассказа. Все остальное время мы имеем удовольствие (или же неудовольствие - каждый решает сам, но я все ближе склоняюсь ко второму варианту) наблюдать за подробностями деревенского уклада жизни населенного пункта с гордым названием Боровлянка, страданиями юной городской девицы, Лизы, мечтавшей поехать к морю, а получившей деревню, и вдумчивые размышления на тему любви и сложностей взаимоотношения родственников старшей сестры, Галины.
Давно уже не секрет, что среднестатистический опус авторш "Армады" - это, прежде всего, любовный роман. Причем, неважно, с кем главные героини крутят любовь: с пришельцем, эльфом, демоном или страусом. Расы предмета обожания ГГ меняются с легкостью: подставьте вместо форшевского инопланетянина темного эльфа и поменяйте космический корабль на подземное царство, и, уверяю вас, вы не заметите разницы. Все остальное: пасторальная обстановка, лесные пейзажи и космические ужасы - лишь декорации, ширма, которой прикрываются любовные метания героинь. При известной доле таланта можно было бы интегрировать любовные перипетии в сюжетную канву так, чтобы все было органично и взаимодополняло друг друга (см. книги той же Ольги Громыко). Но, к сожалению, этим талантом Татьяна не обладает и все, на что хватает ее творческого потенциала - это плоские прямые сюжетные линии, не отягощенные интригой, а также полнейшая предсказуемость с первых же страниц.
Герои. Ничем новым в плане создания персонажей "Сумасшедшего отпуска" Татьяна меня удивить не смогла. Все те же картонные, выхолощенные образы без души, с набором каких-то примитивных ценностей и понятий.
Главных героев в книге четыре: сестры Галина (старшая) и Лиза (младшая), уфолог Петр, а также инопланетный герой, Дарн. За каждым из героев не чувствуется детальной работы с образом, продумывания личностных характеристик и хотя бы малейшего знания психологии. Такое ощущение, что в тексте Татьяна оперирует лишь именами, как табличками, передвигая их с места на место, а все остальное пространство забивая какими-то абсолютно ненужными событиями и скупыми описаниями местности.
Галина, хоть и заявлена как старшая, всезнающая и всеумеющая сестра, на деле представляет из себя классическую серую мышь, вряд ли когда-нибудь высовывавшую нос за пределы родного гнезда. Все эти упоминания о крутой фирме, которой она руководит, выглядят насквозь фальшивыми – не чувствуется у Галины той силы воли и характера, которой поспешила наградить ее Татьяна.
Ее сестра, Лизавета, недалеко ушла от Галины. По менталитету, поступкам и размышлениям – типичный трудный подросток, привыкший потакать своим «хочу» и «буду». Типичнейший и любимейший Татьяной типаж героини – истеричная, язвительная не по делу и вспыльчивая абсолютно не к месту, девушка производит впечатление не особо умной особы, а в некоторых ситуациях – попросту глупой. Вы бы рискнули отправиться одни в незнакомую чащу, наивно надеясь, что сами, без помощи местных жителей, отыщете дорогу домой? А Лиза рискнула, продемонстрировав определенный уровень ума и сообразительности. И подобных примеров масса. По мере прочтения вызывает стойкое отторжение еще и по причине козыряния собственными сверхспособностями: Лиза видит потусторонний мир и умеет общаться с домовыми и прочими духами.
Мужские персонажи, воплощенные на бумаге такими яркими примерами, как Петр и Дарн, а так же вереница второстепенных героев, вроде Гриши, местного алкоголика, лишний раз доказывают, что в природе противоположного пола Татьяна разбирается плохо и мыслит устоявшимися шаблонами. Все мужские персонажи в книге можно четко разделить на два типажа: инфантилы, не знающие, куда себя приткнуть в этой жизни, и спивающиеся алкоголики. То ли у автора такие странные представления о представителях сильного пола (ибо в каждом опусе Татьяны мужские типажи до отвращения одинаковые), либо это ее идеалы в реальной жизни.
Izohlar
6