Hajm 410 sahifalar
2017 yil
Стая воронов
Kitob haqida
Даны зовут его скрелингом, англичане – оркнеем, а ирландцы – фомором. Он – Глашатай смерти и Жизнекрушитель, Предвестник ночи, сын Волка и брат Змея. Его имя Гримнир, и он последний из своего племени – последний в древнем роду чудовищ, с древности бывших бичом человечества.
Преисполненный жажды мести к убийце своего брата, Гримнир отправляется в мир, где уже царит новая вера. Старые пути порастают травой, те, кто им следовал, скрываются в тенях, но Гримнир неумолимо идет к своей цели: оставив позади датские фьорды, где мудрость древних гномов уступила место безумию, он попадает в раздираемое войнами сердце Англии, где борются друг с другом лесные духи. А затем – на изумрудные поля Ирландии, в основанный викингами Дублин, где вскоре сойдутся в битве последователи Старых и Новых путей, и где монстру, заклятому врагу людей, придется сделать самый трудный выбор в своей жизни.
В своих интервью и статьях Оден не раз прямо заявлял, что учился писать у Роберта Говарда, с четырнадцатилетнего возраста разбирая тексты Мастера по абзацам и пытаясь им подражать. В итоге выработанный Оденом стиль и темы произведений делают его продолжателем традиций Говарда в XXI веке.
Первая часть трилогии о Гримнире — «Стая воронов» — написана о воине из потустороннего народа, в мифологиях разных стран именуемого по-разному, но для читателей фэнтези наиболее известного как орки. Сделать главным героем представителя чёрного воинства (по Толкину), да ещё поместить его в исторический X-XI век, да чтобы сюжет не показался читателю ни надуманным, ни скучным — это задача, которая по силам лишь настоящему мастеру слова. В «Стае воронов» с оной задачей автор справился блестяще.
Гримнир мстит за Гифра, брата своей матери, которого убил Бьярки-Полудан — в истории этого противостояния прослеживается сюжет поэмы «Беовульф», но лишь намёками. Сам же сюжет романа следует дорогой мести орка Гримнира — от берегов древней Дании, через Британию, и до Ирландии, завершаясь грандиозным описанием битвы при Клонтарфе и финальным поединком мстителя и преследуемого. По ходу повествования есть несколько замечательных отсылок к произведениям Роберта Говарда, что порадует любого читателя, знакомого с наследием Техасского Мечтателя.
Ну а в общем и целом, первая книга удалась. Так что ждём выхода продолжения в переводе в новом году, равно как и третью книгу, которая у Одена находится пока ещё в работе.
"Стая воронов" покорила меня буквально с первых страниц, затянула в свое сети и не выпускала на протяжении пары дней.
История о христоверке Этайн и язычнике Гримнире, которые вынуждены странствовать вместе. Но Гримнир не простой человек, он древнее чудовище, которое жаждет кровопролития и мести. "Глашатай смерти и Жизнекрушитель, Предвестник ночи, сын Волка и брат Змея. Я последний из племени Балегира." Ни одно слово из этого не списка не было сказано просто так и по развитию истории каждое было обыграно.
Автор хорошо показывает конфликт и развитие главных героев. Абсолютно разные существа, разная вера, и каждый будет спорить до хрипоты, что он прав. Будут встречаться ситуации, когда Этайн своими глазам видит чудеса, но выбор поверить в них или нет все равно остается за ней. Это трудное решение увидеть как рушатся твои идеалы. Как несмотря ни на что ты все равно можешь собрать себя заново или вообще развернуть все случившееся себе в пользу.
В сюжете нет никаких неожиданных поворотов, но прелесть книги не в этом. Самое главное это атмосфера. Автор сразу же показывает ее во всей красе. Гром, молнии, проливной дождь и два путника в ночи, которые ищут пристанища в пещере, опасаясь найти там свою смерть от рук троллей, вайтов или гоблинов. Вся книга наполнена северной суровостью, иногда даже слишком. Кишки по стенам это про "Стаю воронов". В прямом смысле по стенам. Никакой романтизации времени или героев. Почему у книги рейтинг не 18+, я не знаю...
Огромным плюсом для меня стало то, что это все-таки историческое фэнтези, да еще и с уклоном в скандинавскую мифологи. Не знаю почему, но именно эта тема зацепила меня. Я начинала читать без какого-либо понятия о мифах и истории тех времен. И автор не пояснял все с нуля, так что пришлось гуглить. Хорошо это или плохо каждый решит для себя сам. Мне было очень интересно лазить и узнавать что-то новое, видеть отсылки в тексте на те или иные события. Я думаю, что любой человек вполне может начать читать "Стаю воронов" и все поймет. Огромным плюсом стали бы карты в книге, но их нет, увы.
Скандинавская мифология запутана сама по себе. А в фэнтези ты еще к тому же не знаешь, что вымысел, а что правда, поэтому было сложно определить кто есть кто. Но с большего это не мешает.
Еще один из условных минусов - это то, что про фоморов мало что рассказано. Кто они, зачем они появились на Земле и как живут непонятно.
Для меня "Стая воронов" одна из лучших книг этого года! С нетерпением буду ждать продолжения. Сама по себе первая часть логически закончена.
P. S. Постараюсь оставить тут ссылки на доп. инф., которая помогла мне разобраться в теме.
Скандинавские Боги, Имир,Злобный дракон Нидхёгг, Дети Локи, Норны,Фоморы, Настронд
Не могу сказать, что основная задумка особенно оригинальна, а повествование затягивает с первых же страниц, но данная история не лишена своей особенной мрачной привлекательности: "тёмные века" без прикрас и романтизации, с насилием, болезнями, столкновением умирающего язычества и расцветающего христианства. Однако при обилии кровавых подробностей и будничности насилия автор не скатывается в откровенное бессмысленное смакование неаппетитных моментов. И этот баланс для меня стал большим плюсом. Второй наиболее понравившийся момент — неоднозначность основного конфликта. Да, он банален: месть за брата. Но при этом и мститель — не особо приятный тип, и погибший брат — ещё та скверна, и сам виновник далеко не бел и пушист, однако и не картонный злодей. Это не стандартное противостояние добра и зла, наказание правым виноватого, но столкновение двух существ за гранью человеческой природы, где каждый преследует собственные цели.
Начинается же история с того, что двое путников, бывший язычник Ньял и Этайн, девушка, в целях безопасности притворяющаяся юношей, во время путешествия решили переждать непогоду в пещере, которая на первый взгляд показалась безопасным укрытием. Однако в ней обитал Гримнир — последний из каунар, и у него оказались свои планы, в которые он вовлёк Этайн. У Гримнира и Этайн довольно интересное развитие взаимодействия: от непримиримых врагов с совершенно противопложными убеждениями до союзников, которые по-прежнему не могут понять и принять чужое мировозрение хотя бы частично, но при этом действуют вместе, дополняют и выручают друг друга. Также понравилось, что, несмотря на вялое начало, повествование не показалось затянутым, сохранилась динамика. Ну и значительный флёр скандинавской мифологии и исторический сеттинг придают особый колорит.
Минусом для меня стали совершенно невнятные второстепенные герои. Основной фокус всё-таки на раскрытии Этайн и Гримнира. Ньял обрисован слишком схематично, как и его отношения к Этайн: она дорога ему настолько, что он готов убивать за неё или же умереть, просто потому что. Кормлада, она же Дублинская ведьма, казалась крайне любопытной дамой, но проплыла скорее красочным фоном. Вообще все военные разборки в Ирланди тоже фон, поданый широкими мазками, так, что как-то безразлично, кто победит и что получит в итоге.
Несмотря на то, что данный роман является первой частью трилогии, он вполне самодостаточен и воспринимается как законченная история.
«Стая воронов» в своей основе — роман весьма банальный. Кажется, он берет понемногу от успешных формул и пытается создать собственное уравнение, которое априори должно понравиться людям. Саги о викингах и их культуре сейчас на подъеме, как были и три года назад, во времена выхода оригинала. Дорожное приключение — формат сам по себе хоть и избитый, но рабочий на все четыре колеса. Дуэт большого страшного мужика и маленькой скромной девочки? Плавали, знаем.
Но есть в романе одна простая вещь, которая сразу подкупает: это честность. Честность перед читателем и героями, честность между персонажами и честность самого мира. Скотт Оден не рисует типичное романтизированное средневековье, о нет. Это действительно мрачное место, тут гибнут люди, тут на дороге могут убить за пару монет. Древние ритуалы еще не ушли насовсем и пугают добрых христиан. Как сказал один классик: «темные века, охеренно неслучайное название». В это место не хочется попасть, тут есть волшебство, но оно больше ужасает, чем завораживает. Это честное средневековье, и нам преподносят его честно, только с фантастическими допущениями.
Плюсом роману идет и его объем. Он достаточный, чтобы показать развитие персонажей, но не раздутый для такого простого, я бы даже сказал базового конфликта. Ну что можно выдумать из тезиса «мужик идет убивать другого мужика, а по пути пленил девушку»? Оден и не выдумывает. Все препятствия на пути героев обоснованы и служат тому самому развитию, но при этом магистральный сюжет не особо-то и останавливается. Книга читается динамично благодаря коротким главам, а паузы расставлены с толком и чувством. Чего только стоит остановка героев у слепой целительницы. Эта передышка дает Этайн осознать весь пройденный путь и переосознать саму себя.
Конечно, в таком формате сложно выписать второстепенных героев. Бьярки Полудан, которому и собирается мстить Гримнир, простой злодей, Ньял, покровитель Этайн, раскрыт слишком широкими мазками, а имена остальных вы не вспомните уже в тот момент, когда закроете книгу. В рамках истории эти герои не так уж и важны, речь не о них, и все же немного обидно.
Другое дело с Этайн и Гримниром. Их развитие видно, они прописаны четко. Молодая монашка превращается из запуганного ребенка в женщину с твердыми убеждениями, а фомор обретает внутреннее спокойствие и даже начинает проявлять теплоту. Очень интересно наблюдать за их взаимодействием, за их спорами и неловкими попытками заботиться друг о друге.
Этайн и Гримнир, очевидно, олицетворяют и дух времени. Первая — новый мир, мир Христа. Она несет слово божье, она старается во всем найти благородство и благодать. В то время как ее грозный спутник — дух древний и мрачный. Он знает темные тайны, хранит их и хочет лишь одного — глубоко дикой и примитивной мести. Противостояние мировоззрений главных героев чуть ли не интереснее эпичных битв.
И все же эпилог ставит жирную точку в истории. Скотт Оден уже выпустил продолжение романа, но его сюжет развивается через два века после «Стаи воронов». Конечно, у книг есть связующее звено, но, думаю, сиквел окажется самодостаточным, если не самостоятельным. Таким является и этот роман.
Знакомство с творчеством Скотта Одена стало для меня приятным литературным событием. Объединить под одной обложкой достоверность исторической прозы, будоражащий ужас темного фэнтези и манящее волшебство мифологии может далеко не всякий писатель. Именно такое сложное действо сумел проделать автор в романе "Стая воронов" из цикла о великом и ужасном Гримнире. И, надо сказать, у него это отлично получилось. Перед нами не просто фэнтезийная страшилка, а необычное произведение - общность интересных черт разных литературных жанров. События этой истории разворачиваются в 999-1014 годах от Рождества Христова на территориях острова Зеландия и восточной Ирландии. Это был переломный исторический период духовно-религиозного развития человеческого общества. Языческие боги уже не имели над людьми своей первоначальной власти, а вера в христианских святых только начинала свой путь, приобретя более-менее завершенный облик в странах Северной Европы, лишь на закате ХI века. Однако в те времена на земле еще были места, где сохранилась сила легендарных орков, а мифы воплощались в жизнь. Об этом однажды узнали два путника, шедшие провозглашать слово Господа и Спасителя нашего заблудшим душам язычников. В дороге их настигла буря, и по воле рока они приняли решение спастись от страшной непогоды в необычной пещере. Вспышки молний, капли воды, грохот грома, каменная стена с гигантским символом и похожее на дыхание огромного зверя дуновение ветра - все предвещало беду... Это оказалось началом невероятной истории, превратившейся в долгое путешествие во имя мести.
"А надежда может стать грозным оружием в руках человека, у которого есть внутренний стержень и горит огонь."
Произведение показалось мне очень контрастным, а идея противопоставления двух разных религий как раз положила начало этому. Неожиданно на страницах романа уживались герои, которые во всех смыслах слова являлись диаметральными противоположностями друг друга. И отношение к ним формировалось такое же неоднозначное, как и их вынужденная пространственная совместимость. Вечные коленопреклоненные молитвы одного персонажа (даже в ситуациях, когда все может решить лишь меч), удивляли не меньше постоянного желания другого пустить кому-нибудь кровь (в лучшем случае) и выпустить кишки (в худшем). С другой стороны, эти же персонажи совершали поступки, достойные восхищения даже невидимых богов с песней рока, грозного звона и могильного эха на устах. Различие так же ощущалось и в стиле повествования, который хорошо отразила своим потрясающим литературным переводом Дарья Сергеева. Жесткость фраз откровенно кровавых сцен насилия легко чередовалась с напевными строками минут временного спокойствия. При этом, последовательный переход между высказанными мыслями и переданным сюжетным настроением не лишал содержание романа необходимой логичности. Антураж тоже был различным. Вместе с героями мы покинули крупный остров с извилистыми долинами и скалистыми берегами, чтобы попытаться покарать клятвопреступника на фоне диких ирландских земель с болотами, торфяниками и глухими лесами.
"...отдых порождает лень, за ленью идет тоска - а, наступая ей на пятки, плетется черная овца смерти."
Данная книга - кладезь зрелищных эпизодов, которые сделали ее в чем-то даже кинематографичной. Думаю, что это связано с использованием автором мифологических мотивов. Необычные перемещения по пронизывающему все сущее Пути Ясеня, чары древних наговоров, кровные клятвопреступления и шикарные сцены с вороньими стаями - все это завораживало. Хочу так же заметить, что роман относится к жанру темного фэнтези и каждая его страница украшена повсеместной мрачностью с грязью разрушенных городов, сыростью вонючих подземелий, страшными методами предсказаний и ужасом кровопролитных поединков. И все же, был в этой истории какой-то необъяснимый магнетизм, волнующее душу волшебство слов-чудесников. А появление эпизода с фразой: "Подойди, ночь слишком ужасна для того, чтобы ссориться на крыльце" в антураже самобытной хижины с жаром очага и светом домашнего тепла дарило читателям долгожданный уют. Другими словами, это произведение очень многогранное. Впрочем, как и сам главный герой, будто сошедший со страниц скандинавских сказаний. Его образ был выше всяческий похвал. Последний в своем роду невероятных созданий, идущих на смерть в лучах славы, вдохновляющих последователей на сочинительство саг в их честь и вызывающих дрожь страха у врагов при одном лишь упоминании их имен. Он был представителем тех величественных существ, против силы которых не могли устоять, даже праведники с надежными доспехами в виде христианской веры.
"У истины много граней и сторон, но нельзя говорить правду и ложь одновременно."
Несмотря на мрачность описываемого, мне не хотелось уходить со страниц этой истории. Пройдя огромное расстояние в надежде завершить пятисотлетнюю пляску кровной мести, финальную часть мы вместе с героем встретили близ дублинской деревни. Под пение медных горнов и барабанный бой, под пронзительные звуки волынки и воинственный рев наемников-викингов на равнине Клуэн Тар произошла битва, вошедшая в летописи Ирландии под названием Битва при Клонтарфе. Не могу сказать, что она была передана настолько подробно, как многим бы того хотелось. Происходящие батальные сцены мы наблюдали со стороны, практически не углубляясь в их гущу. Однако автор отлично смог передать потрясающую атмосферу героического события. В унисон развернувшемуся действу звуковым фоном в моем сознании играл сингл "Dead Man's Glory" группы Civil War со словами "Brothers, be brave and we live as they die 'neath the Irish sky". И все вместе это было шикарно! Порадовало, что заключительные страницы подарили нам развязку, поэтому продолжение следует ждать с новым сюжетным конфликтом. И если Коварный пошлет нам удачу, то уже через пару лет мы сможем познакомиться со следующей книгой цикла под названием "Twilight of the Gods".
"Мир таков, как есть, и если ты не решил перерезать себе глотку, ты будешь его частью."
Izohlar, 11 izohlar11