Hajm 786 sahifalar
2016 yil
Армия и власть. Корнилов, Вацетис, Тухачевский. 1905-1937
Kitob haqida
Армия – вечная проблема любой власти. Как сохранить боеспособность вооруженных сил и не быть свергнутым? Этот нелегкий вопрос должен постоянно задавать себе любой правитель, хорошо усвоивший истину, что корона представляет собой головной убор, который снимается исключительно вместе с головой. В настоящей книге рассматриваются идеи военной диктатуры и Большого Генерального штаба в Российской империи и СССР со времен создания Совета государственной обороны под председательством великого князя Николая Николаевича Младшего и до ликвидации «антисоветского военно-троцкистского заговора» в годы сталинского террора. Ключевым сюжетом книги явилось легендарное дело «Ставка» 1919 г. Особого отдела ВЧК, находящееся на хранении в Центральном архиве ФСБ России. В июле 1919 г. был арестован главнокомандующий всеми вооруженными силами республики Вацетис, а с ним – с десяток его ближайших сотрудников. Почему старые большевики ненавидели Троцкого? Чего опасалось высшее большевистское руководство государства Советов? В чем был виновен главком? Почему отдал на заклание своего спасителя Ленин? Как отреагировал «вождь Красной армии» Троцкий? Что выгадал Дзержинский? На эти и другие острые вопросы отвечает московский историк Сергей Войтиков.
В аннотации говорится о книге как о серьезном исследовании, вводящем в оборот новые документы. Это не так – верно, что автор публикует некоторые документы, не указывая, однако источники, что делает невозможной проверку точности этих публикаций и ставит под сомнение ценность работы. Войтиков, к большему сожалению, обладает бойким пером и не считает нужным обосновывать свои умозаключения, которые он делает с легкостью невероятной, при этом показывая слабое владение материалом. Один только пример:
на стр. 45 он заявляет, что Мандельшам был расстрелян за оду Сталину в которой он не упомянул военный талант генсека. Но Мандельштам, как хорошо известно, не был расстрелян, а умер на пересылке; Сталину была неизвестна ода и, скорее всего, неизвестно, что он даже не знал Мандельштам повторно был арестован в 1937 (как стали известно из недавно опубликованных документов Сталин не был инициатором его первого ареста). С такой же легкостью пера Войтиков заявляет, что суд против Шастного был фарсом, ибо был только один свидетель – Троцкий, но он же скороговоркой упоминает, что в распоряжении суда были письменные свидетельства других командиров, которые не могли присутствовать на суде, ибо гражданская война была в разгаре и они были на фронте. Однако Войтикову эти свидетельства остались неизвестными, ибо они не были опубликованы в газетах того времени, он читал только выступление Троцкого и только на этом, единственном основании он строит свою аргументацию.
Таких примеров множество. Войтиков даже не пытается занять объективную позицию, он активно сочувствует белым, генералам и офицерам и всячески пытается опорочить красных. Правда, красные выиграли войну, а замечательные патриоты, образованные офицеры, которые говорили «с типично русским сдерживаемым гневом» (по его словам) войну бездарно проиграли, несмотря на значительную финансовую помощь Запада. Вот такая незадача, которую Войтиков никак не объясняет.
Другими словами: перед нами не исследование, а популярная с перестроечных времен разоблачительная публицистика на исторические темы. Для любителей подобного жанра.
Izohlar, 1 izoh1