Hajm 511 sahifalar
2015 yil
Диктатор
Kitob haqida
На закате Римской республики мало кто из римских мужей имел такой вес в обществе и столь сильно влиял на политику государства, как Марк Туллий Цицерон. Одно время он даже был фактическим правителем страны. Граждане Рима обожали его и ловили каждое слово великого оратора и мыслителя. Но нельзя не запятнать белоснежную тогу, балансируя на бритвенно-острой грани между рвущимися к власти диктаторами. И невозможно угодить всем им сразу – поддерживая одного, непременно впадешь в немилость другого. Однако самое страшное – это когда твой верный союзник неожиданно договаривается с твоим недругом, а залогом их договора становится твоя жизнь. Так случилось и с Цицероном, чье неподражаемое красноречие в итоге привело его к смерти…
Политика самый грязный, неблагодарный, самый непредсказуемый род человеческой деятельности. Вряд ли этому можно научиться, с этим надо родиться. Те, кто верит в совесть, в честность, в благородство и стыд, кто руководствуется логикой и здравым смыслом, не преуспеет на этом поприще. Не удивительно, что даже острый на язык, «колючий» Цицерон, несмотря на многие попытки, не нашёл своего места в этой грязной кухне у дымящего и чадящего очага , над которым грели руки те, которые попрали все принципы морали и чистоты помыслов. Он был лучшим оратором своего времени, верившим в силу слова и убеждения, блестящим адвокатом, зревшим в корень и манипулирующим теми же словами, но в соответствии с законом, сторонником справедливости и человеком слова. Он отдавал себе отчёт, что в этой скользкой области власти и могущества, очень трудно балансировать на грани чести и честности, но он оставался верен себе и своим принципам даже тогда, когда ему приходилось под угрозой расправы, часто физической, наступать себе на горло и петь дифирамбы тем , кого он презирал и не уважал, и при первой же возможности «расправлялся» с этими ничтожествами силой своего бессмертного слова.
Удивительная трилогия, которая вновь и вновь доказывает, что все, что происходило тысячи лет назад не кануло в Лету , что история просто делает новый виток в своём закономерном развитии и что её законы вечны. Грандиозный титанический труд отличного писателя.
Вообще книга называется «Империй», и это логично т.к. Марк Туллий был оратором, а не диктатором. В целом, быстрая биография интересной личности. Скажу, что мне было интересно читать, как Харрис говорил за Цицерона. 5 из 5
Великолепный труд, благодаря которому я пересмотрел свои взгляды на историю Древнего Рима и политики (в частности). 800 страниц пронеслись за два дня, невероятно…
Великолепная книга для любителей истории и Древнего Рима в частности. Как будто сам переносишься в то время. Правда не совсем понял название книги, Цицерон был явным республиканцем. Может название книги олицетворяет его борьбу с диктаторами.
Читала только третью часть трилогии, так как мне интересно было именно про этот, самый сложные период в жизни Цицерона и Рима. Прекрасный роман, с помощью взгляда со стороны показывающий низость и приземлённость великих людей. « Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда» когда-то писала Ахматова. А в этом романе читателю предстоит увидеть из какого сора, порыва, иногда чистой случайности или вредности выросли великие речи Цицерона. Те самые, которые до сих пор изучаются в ВУЗах, как идеальные образцы красноречия. Повествование от имени раба великого ритора, а потом вольноотпущенника – шикарное решение, позволяющее взглянуть чужим взглядом на сложную, разноплановую жизнь великого человека. Взглядом включённым и в то же время отстоящим на определённой дистанции, сначала как раба, а потом и свободного человека, который в любой момент может покинуть героя. Рассказчик слишком близок с героем, а потому не преклоняется перед его талантом, видя изнанку жизни человека, который может быть не только великим, но и слабым. Более того, он, сталкиваясь с остальными знаменательными фигурами истории Рима того времени, может позволить себе сочувствовать врагам своего патрона и даже восхищаться ими (одно описание формы 50 летнего Цезаря только чего стоит). Динамичный роман, показывающий изнутри, как творилась политика в великое время падения Республики, шикарный вариант для отвлечённого чтения и неплохой учебник, позволяющий понять, как лицемерны порой бывают окружающие люди.
То, что начинается с благодарности, быстро превращается в зависимость и, в конце концов, воспринимается как должное.
Пусть будущие поколения сколь угодно потешаются надо мною за мою глупость и претенциозность – самое важное, что им придется меня читать, в том и будет заключаться моя победа.
Я расставил свои книги, и теперь у моего дома есть душа.
Izohlar, 6 izohlar6