Hajm 420 sahifalar
2023 yil
Великое расширение
Kitob haqida
Масштабный роман, который разворачивается на фоне меняющегося Сингапура. История мальчика с уникальными способностями и его детской любви, вплетенная в историю страны. А Боонь родился в рыбацкой деревушке на прекрасном сингапурском берегу, на исходе британского колониального правления. Он с детства отличался от других мальчишек, не интересовался рыбалкой, предпочитал проводить дни, играя с соседской девочкой Сыок Мэй. Однажды он обнаруживает, что обладает странной способностью находить двигающиеся острова, которые никто другой не видит. А Боонь растет и все яснее понимает, что мир маленькой рыбацкой деревушки ему тесен, он мечтает вырваться в большую жизнь. Но когда А Боонь и Сыок Мэй вырастают, Сингапур оказывается в вихре исторических перемен. Будущее рыбацких деревень оказывается под угрозой. История любви, история взросления и история возникновения страны, которая через несколько лет начнет удивительный взлет.
Мем "Бог создал землю, а голландцы берега" можно продолжить: "и сингапурцы - сушу". Сингапур единственное в мире государство, площадь которого меньше. чем за сто лет увеличилась на двадцать семь процентов, хотя границы с другими странами не менялись. Если задаться целью в двух словах описать, о чем роман Рэйчел Хэн - то он о чудесах мелиорации, на протяжении жизни двух поколений превративших город государство в место действия "Безумно богатых азиатов".
Конечно, не только и не столько об этом, хотя история отдельно взятого государства, которое сбросило колониальный гнет и, вместо того, чтобы погрязнуть в коррупции или уничтожить себя в пламени гражданской войны, построило реально крутую экономическую систему, подняв из моря мегаполис с высокотехнологичными производствами - такая история заслуживает интереса сама по себе. Но вы напрасно стали бы искать в "Великом расширении" примет красивой жизни а-ля трилогия Кевина Квана. Рэйчел Хэн написала сугубо реалистичную историю, в которой элементы магии лишь усиливают несколько нарочитую приземленность.
Интересная книга, где темы независимости, экологии, жертв на алтарь прекрасного будущего, любви и невольного предательства переплелись с богатым этническим колоритом. Хен замечательно работает с деталями, а финал совершенно ошеломляет и выбивает почву из под ног, хотя и связан с ее созданием.
Знаете, вот с данным романом это классический случай когда слова грандиозный, масштабный и тэдэ это чисто для того, чтобы раздуть роман. Вот честно, я не люблю таких авторов, которые говорят, что вот прям серьёзные они там темы поднимают и что у них крайне много интересных задумок. А по факту обёртка оказывается красивой, а внутри обычная шоколадка, которую можно по дешёвке в киоске любом купить. Вот так и здесь. Если убрать всю эту мишуру с появляющимися островами, размышлениями о движении жизни, получим просто историю взросления мальчишки в духе «Юный Вавилон» и перемены в обществе Сингапура.
Если рассматривать это как историю знакомства с культурой, традициями, бытом, то всё прекрасно, если рассматривать это как то что отражено в аннотации – суперглубокий, наполненный смыслом роман – то нет, нет и ещё раз нет. Я не говорю что книга ужасна, книга реально хороша если вы хотите просто про жизнь и повседневность людей почитать в разрезе общества, изменения в нём, но если вы хотите чего-то глубокого, то увы, вам однозначно не сюда.
Что говорить про героев, если главный мужской персонаж понятен и предсказуем, то вот женский персонаж с которого всё началось, это классический пример того, как от осинки не родятся апельсинки, увы и если у неё родители погрязли в политике, борьбе, то это всё равно окажет отпечаток и на их чадо, даже несмотря на расстояние и время.
По итогу, книга реально на любителя, и если бы аннотация тут не была столь пафосной то оценка была бы выше, потому что читатель сразу бы ожидал совсем иного от сюжета.
Автор аккуратно без эмоций описывает героев, дает возможность сделать выводы самостоятельно.
А подумать есть над чем.
Метаморфоза глааного героя тихо и неожиданно
Как семейная сага книга очень хороша, но вот острова из аннотации, чей образ приманил меня обещанием мистики и приключений, так и остались тенью на заднем плане семейного портрета.
Автору очень хорошо удались передать характеры людей, раскрыть их суть, и за не такое уж большое количество страниц познакомить читателя с целым кантоном так близко, как не всяких родственников узнаешь. Мы как будто вместе с этими людьми переживаем войны и перевороты, трагедии и затишья, восхищаемся их стойкостью перед лицом испытаний и проникаемся их скромными мечтами.
К минусам же книги отнесу неизвестно откуда появляющиеся острова - или же способность мальчика их вызывать? Их происхождение и смысл их появления так и остались тайной, и это оставляет ощущение недосказанности - как-то ожидаешь, что за чудо такого масштаба придется и заплатить соответственно, но момент расплаты так и не наступает.
Ответ на вопрос, которым задается А Боонь в начале книги кажется совершенно очевидным - едва ли отсутствие островов как-то значительно изменило жизнь острова, или хотя бы их кантонга или даже его самого. Автор пытается включить свойства островов в сюжет, но они так и остаются скорее образом, чем средством воздействия. Образом то ли утраченной детской мечты, то ли принесенной в жертву прогрессу невинности природы - можно, пожалуй, найти и еще несколько трактовок.
И к сожалению на моменте принесения этой жертвы автор и останавливает повествование. Для семейной саги это довольно рано - мы ознакомились с жизнью едва ли одного с половиной поколения, и так и не узнаем самого интересного на мой взгляд: через десятка два-три-четыре лет на склоне своей жизни сочтет ли А Боонь оправданной принесенную им жертву?
Эта книга совершенно не похожа на дебютный роман Рэйчел Хэн, если бы не ее имя на обложке, я бы подумала, что читаю кого-то другого. В этот раз она взялась описать становление государства Сингапур и его развитие от нищих рыбацких деревень до сверхтехнологичного государства первого мира.
Главный герой А Боонь еще в детстве обнаружил у себя удивительную суперспособность находить в океане ранее никому не известные острова. Из-за этого отец и дядя, поначалу испугавшись, перестали брать его с собой в море, но потом поняли, что у этих островов, которые без мальчика не найти, гораздо лучше улов, и стали снова его привечать, но какое-то зерно сомнения и отторжения от семьи и деревенского сообщества в мальчике уже было посеяно. В годы японской оккупации, когда англичане ушли, солдаты расстреляли его отца, и с тех пор дядя А Бооня живет с жутким чувством вины и знает, что племянники хоть и не говорят ничего, но тоже винят его в смерти родителя. А Боонь первым в своей семье поступает в школу и там знакомится с Сыок Мей, сиротой, чьи родители исповедовали левые идеи, сочувствовали китайским коммунистам и сопротивлялись колонизаторам, за что и были убиты. Сыок Мей с юных лет подхватила упавшее знамя: девочка умная, она стремилась к знаниям и хотела для общества лучшего в своем понимании: нет оккупации, нет колонизации, нет эксплуатации трудящихся, даешь бесплатное образование и медицину, а где брать на это все деньги то уже не ее вопрос.
Дети растут и приходит пора выбирать свой жизненный путь. А Боонь смотрит на жизнь более трезво, ему не импонирует потратить лучшие годы на вечную борьбу, он хочет создать семью и состояться в профессии, а его подруга, которую он любит и хотел бы строить будущее вместе с ней, делает выбор в сторону активизма. А тут новое правительство теперь независимого Сингапура затевает проект великого расширения - намывания новой суши на побережье, что позволило им в итоге увеличить площадь страны на 27% - и А Боонь, который еще в детстве открывал новые острова, чувствует, что за этим будущее. Несмотря на протесты семьи, консервативно цепляющейся за прошлое, он устраивается на работу в местный общественный центр и там знакомится с Натали, девушкой из богатой семьи, которая ушла из дома и решила посвятить себя служению людям. Вот казалось бы, вроде как Сыок Мей стремилась к тому же, но какие же разные подходы и идеи у них.
Последние главы, когда А Боонь прятал Сыок Мей на острове от полиции, а в итоге решил ее предать, для меня были, конечно, резким холодным душем после четырехсот с лишним страниц неспешного повествования. Причем автор пыталась обосновывать, почему Сыок Мей решила так, а не иначе, но в итоге все скатилось к тупо индивидуалистичному выбору в свою пользу, или ты - или тебя. Такая себе жертва ради прогресса и процветания страны, но я думаю, что после этого он больше не мог спокойно спать по ночам, как и его дядя.
Izohlar, 12 izohlar12