Я начала мечтать об этой книге, как только увидела её в анонсах, а купив, принялась за чтение не сразу, продлевая в себе чувство предвкушения удовольствия, которое, как известно, даже приятнее, чем само удовольствие. Как Винни-Пух перед горшочком мёда, я поглядывала на неё, брала в руки, рассматривала обложку, перелистывала страницы, читала оглавление. Потом в какой-то момент я открыла введение и уже без пауз прочитала всю книгу от корки до корки. Так что можно смело сказать, что она была моим «горшочком мёда».
Я давно собираю книги о повседневности, об истории домашней жизни, но часто такие издания грешат либо избыточной документальностью и научной сухостью, за которой живые факты как-то линяют и съёживаются, либо примитивностью, за которой невозможно разглядеть реальные нюансы «быта и нравов» определенного времени и отличить их от современности, либо и вовсе лоскутной профанацией, делающей ушедшие привычки и каждодневные ритуалы похожими на анекдот, рассказанный неграмотным и ленивым массовиком-затейником. «Сотворение дома» было для меня лишено этих недостатков. Мне было интересно почти всё, мне понравились язык и стилистика описаний и мягкий юмор автора. А главное, в каждой главе я находила всякие любопытные факты и фактики, которые пополняли мою коллекцию сведений по теме «Home, sweet home again» (чего стоит, к примеру, средневековая плевательная простыня (!), о которой я раньше никогда не слышала).
Не сказать, чтобы материал в этой книге был однородным или очень уж логично систематизированным. Скорее, он построен по принципу занимательной коллекции. Автор немного говорит о семье, как начале всякой домашнести, немного — об архитектурной структуре жилища, немного — о мебели, освещении, шторах, окнах, кухне, посуде, очаге, даже детских игрушках и пр. Как говорится, обо всём понемногу, поэтому книга читается как тематический дайджест, хотя разделы и главы весьма условны. Пожалуй, мне немного не хватило подробности, доказательности и иллюстрированности, но я всё равно получила удовольствие от чтения.
Главное в таких просветительских книгах для меня — их возможность удивить и увлечь, сообщить как бы между прочим нечто настолько интересное, что побудит меня начать читать на эту тему более серьёзные и специальные издания. А читала я для того, чтобы понять, что делает дом домом, почему некоторым людям удаётся создать атмосферу «домашнести» в любом крошечном уголке (например, в общежитии, в номере гостиницы и даже в купе поезда) с минимумом вещей, а жилища других, модные и дизайнерские, остаются музеями или мавзолеями, почему среди одних вещей нам становится тепло и уютно, какими бы простыми и старыми они не были, а другие хочется убрать с глаз долой, несмотря на их фирменность и качественность, почему с одними домашними предметами мы расстаёмся легко и быстро, а другие чиним и ремонтируем до последнего. Как ни странно, я верю в магическую связанность вещей с жилищем и хозяином, в «deus loci», в терапевтическую силу родного дома. Жаль, что ответов на свои психологические вопросы я не получила, автор больше отвечала на свои собственные, историко-культурные, но, думаю, всё равно будет правильно сказать: пригласите Дж. Фландерс в свой дом, и она расскажет вам, кто вы.
P.S. Книга отрецензирована в рамках 44 тура игры «Спаси книгу — напиши рецензию».
Izohlar
5