Подробный, основанный на документах, рассказ об истории отношений Л.Н. Толстого и Русской Православной Церкви. Очень интересен как картина духовного состояния русского общества конца 19 – начала 20 века.
Hajm 780 sahifalar
2016 yil
Лев Толстой. «Пророк без чести»: хроника катастрофы
Kitob haqida
«И снова Лев Толстой и его конфликт с Церковью, сколько можно?!» – скажет читатель, вяло листая книгу, – и будет не прав. Есть конфликты в истории, к которым человечество возвращается время от времени – не потому, что открылись новые факты, а потому что на новом витке жизни старый конфликт неожиданно наполняется иным содержанием и требует иного толкования и иного анализа. Меняется общество, ломаются традиционные представления – не говоря уже о взглядах отдельного человека. И сейчас, когда Церковь стала занимать заметное место в общественной жизни и в сознании многих людей, вопрос: за что же ее так невзлюбил великий русский классик, невзлюбил настолько, что, забросив творчество, встал один на один в борьбе с нею – требует ответа на уровне нашего сегодняшнего понимания. Ответа не однолинейного, как в компьютерной игре: кто был прав, кто победил в этой борьбе – а сложного, обращенного в многослойную культуру прошлого и дающего сегодня почву для личного выбора.
Поэтому тема «Толстой и Церковь» вернулась в нашу литературу. Новая книга проректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Георгия Ореханова безусловно привлечет внимание тех, кому небезразличны пути как общественного, так и личного духовного возрастания.
Очень обширное, всестороннее исследование. Великолепно проведенный анализ духовных исканий и самого Толстого, и того времени (XIX век). Как справедливо замечает автор: «героя нельзя оторвать от его времени». Я с удовольствием порекомендовал бы эту книгу тем, кто интересуется не только трагедией Льва Толстого, а желает разобраться (конечно, насколько это возможно) в веяниях и устремлениях людей того времени. Трагедия XX века логично вытекает из духовных устремлений века XIX. Более понятными стали идеи классиков, споры западников и славянофилов. Особенно мне понравился авторский анализ, организованный в виде заочного спора между Толстым и Достоевским. Невольно начинаешь переосмысливать знакомую со школы классику. Оказывается все было гораздо сложнее, интереснее и конечно же многогранее.
Очень добротная книга! Читается на одном дыхании. Ее несомненными достоинствами являются и развёрнутая панорама общественной мысли в 18-19 веках, причём с точки зрения причин формирования мировоззрения Толстого, и анализ отношения к писателю самых близких к нему людей, и, несомненная находка, «не-встречи» Толстого и Достоевского. Конечно же, очень интересно читать позицию Православной Церкви по отношению к учению Толстого, подробный разбор отлучения писателя. И все это, несмотря на признаваемые автором «преступления» Толстого, написано с любовью! Рекомендую к прочтению. Книги Басинского и Ореханова позволяют «почувствовать» и русского гения, и дух времени, в котором он творил!
Буду сожалеть, если эту книгу будут считать мнением церкви о Толстом. Ибо мнение всей Церкви, может выражаться только в её догматах, возможно большей Её части в частных богословских терминах, но не в этом «сборище» частных мнений, пусть даже церковных людей. Принимаясь за чтение, надеялся услышать мысли человека о человеке, но … книга оказалась сплошным набором цитат и мнений, вероятно выражающих общее отношение автора к Толстому. Её можно рекомендовать как образец или справочник, для написания дипломо-курсовых работ. В этом автор на высоте, т.к. по моему, является великолепно образованным человеком, интеллигентом и учёным человек, но не писателем, который может открыть нам живого человека. Позвольте прежде посоветовать к прочтению – Воскресение и Перевод Толстым Евангелий, с последующим составлением собственного мнения о прочитанном, а уж потом читать эту книгу…
Aleksei, Не перевод Толстым Евангелия, а переписывание его по своему разумению. Разница огромная. Вы или некомпетентны, или лукавмте.
Izoh qoldiring
Лев Толстой проповедовал тот тип христианства, который был очень популярен в Европе и который энергично "вербовал" сторонников в России. Если бы не было Толстого, в России появился кто-нибудь еще, кто смог бы озвучить идеи, витавшие в воздухе интеллектуальной Европы. Во второй половине XIX века появление "русского Штрауса" (или русского "Кьеркегора") было неизбежно.
Человек постмодерна проявляет интерес к дзен-буддизму и фен-шую потому, что испытывает глубокое тяготение к таким практикам, которые объединяют дух, душу и тело и не оставляют их наедине с "математически рациональной" стороной жизни, детерминированной естественнонаучной картиной мира. Зерном нового понимания религиозности, его сутью является стремление иметь "собственного Бога", который может быть непонятен и неубедителен для других, но для самого индивидуума - абсолютный жизненный ориентир.
Совсем недавно мой друг прислал мне очень характерную фотографию, сделанную недалеко от одного известного подмосковного монастыря. Слева на ней отреставрированный храм и контуры монастырской стены, справа - развалины другого храма, на которых красуется надпись: "Бог тебя любит, а я тебя пырну"... Бог есть, и рядом живут люди, которые сохранили отеческую веру в Него. Но для автора надписи Он уже не является авторитетом. И даже Его любовь не удерживает его...
Универсальный закон мироздания: всегда, абсолютно всегда лучше выйти из дома, чем остаться...
(Пост неизвестного автора в сети Facebook)
При всем моем благоговении к нему, я с первого же шага почувствовал натяжку. иногда он прибегал из кабинета с греческим Евангелием ко мне, просил перевести то или другое место. Я переводил, и в большинстве случаев выходило согласно с общепринятым церковным переводом. "А вот такой-то и такой-то смысл придать этому нельзя?" - спрашивал он и говорил, как хотелось бы ему, чтоб было... И я рылся по лексиконам, справлялся, чтобы только угодить ему, неподражаемому Льву Николаевичу.Ивакин И.М. "Воспоминания о Толстом"
Izohlar
4