Hajm 351 sahifa
2017 yil
Подлинная история Добровольческой армии. 1917–1918
Kitob haqida
Темой исторического исследования профессора Калифорнийского университета Питера Кенеза стал начальный период Гражданской войны, преимущественно на юге России. Подход профессионального американского советолога к интерпретации событий нашей истории не во всем бесспорен, но интересен и, безусловно, заслуживает внимания. Опираясь на архивные материалы и мемуарные записи лидеров Белого движения, автор книги отвечает на вопросы:
– как формировалась Добровольческая армия и был ли у неё шанс переломить ход Гражданской войны?
– на какую помощь Германии и стран Антанты рассчитывали белогвардейцы и насколько были оправданы их ожидания?
– следует ли считать Ледяной поход триумфальным?
– какими просчетами белых генералов умело воспользовались большевики и почему многие из офицеров царской армии переходили на их сторону?
– могло ли всё сложиться иначе, если бы Белое движение возглавили другие военачальники и политики?
Не такая уж своебразная позиция автора – словоблудие (именно так и именно на эту тему и теми же словами) насчет русской революции и Гражданской войны гуляет по публикациям англосаксов (ну да, профессоров, советологов) с тех самых двадцатых. В той же непререкаемой форме изложения – только императивы и никаких доказательств, источников, документов. По стилю напоминает речи доктора Геббельса: можно изрекать полный бред с уверенным видом и повторять энное количество раз, пока не поверят. В целом книга рассчитана именно на западную аудиторию, не выше студентов-первокурсников или даже типа школьников из всяких там Итонов и Харроу, читать это на русском – дикость. Уж не знаю, по какому либерально-егээшному проекту эту книгу рекомендовали нашим школьникам, но муки переводчика, который всю эту псевдонаучный поток сознания пытался изложить внятно, чтобы дурь автора была видна не сразу – это нечто! Да, кстати, интересно, было ли в оригинале, например, слово «самостийность», или это такой вольный перевод с английского, который ставит под сомнение просто точность и перевода, и стиля изложения, и фактов (и это не единственный повод для сомнений, чего стоит финт насчет заграницы, подпирающей, направляющей и питающей Белое движение на фоне реальных оккупационных комендатур от Мурманска до Владивостока, где белых к управлению просто не допускали) – и самой идеи этого опуса, кстати, намеренно и беспардонно опускающего действительную историю России (и самого Белого движения) почти до плинтуса. Ну да, примитивное чтиво на заданную тему, не более того, познавательная ценность – мнимая величина, вреда от перекошенных мозгов – бездна
Izohlar, 1 izoh1