Hajm 270 sahifalar
1964 yil
Сдвиг времени по-марсиански
Kitob haqida
Марсианские колонисты борются за лучшую жизнь. Особенно привлекают их идеи изменения прошлого. Потому и обращаются они к религии бликменов – коренных жителей Марса. Ведь если дух священной скалы под названием Грязная Башка проявит благосклонность, колонисты получат то, о чем просят…
Janrlar va teglar
Книга написана в начале шестидесятых и описывает жизнь людей на Марсе. Автор выстроил мир, в котором главное внимание уделяет именно людям в будущем, а не собственно миру будущего. Люди - их взаимоотношения, страхи, радости и горести - главные герои книги. Книга читается с большим интересом, хотя я не уверен, можно ли ее рекомендовать для первого знакомства с Диком.
Во всём мире роман "Сдвиг времени по-марсиански" (1964) считается одной из лучших книг Филипа К. Дика и имеет много почитателей, у нас же его перевели только в 1997 году, и, в отличие от тех же "Мечтают ли андроиды об электроовцах" или "Человек в высоком замке", книга до сих пор остаётся практически незамеченной. С одной стороны, это неудивительно, книга очень сложная, запутанная, в ней просто максимальный концентрат сумасшедших идей, и выдержать это ой как не просто. Не стоит забывать, что за 1964 год Фил написал четыре (!) грандиозных романа (не без помощи амфетаминов), отсюда и такая шизофреническая паутина событий. С другой стороны, всё-таки зря её обходят стороной. Этот роман - это попытка показать мир людей, которые мыслят и живут необычно: аутисты и шизофреники в первую очередь. Здесь показано неприятие обществом "аномальных людей" (это цитата) вплоть до высылки их в отдельные колонии, на задворки, подальше. Но также и рассматриваются способы понять их. Так, один из докторов предполагает, что у аутистических детей нарушено восприятие времени: кто-то проживает "нашу" секунду годами, для кого-то "наши" часы будто одно мгновение. Отсюда и название: действие происходит на Марсе - сдвиг времени по-марсиански. Вопросы, поднимаемые ФКД в шестидесятые годы, актуальны и теперь, и будут актуальны ещё долгое время. Аутизм больше не считается детской шизофренией, но всё ещё малоизучен. То, что я написала выше - лишь одна из множества граней романа. Лишь один из запутанных сюжетов. Я не вижу надобности перечислять их, поскольку я не ставлю своей целью распутать смыслы, таящиеся в глубинах этой книги. В неё нужно погружаться самостоятельно, тонуть, захлёбываться и искать пути спасения. Категорически рекомендую.
Замечательный галлюциногенный роман, вполне в духе ФКД. Но может показаться затянутым и малоэмоциональным тем, кто привык к бурному развитию событий.
Скомканный финал. Тема способностей бликменов и природа их связи с аутичным ребёнком не раскрыта. Странное послевкусие от книги, много вопросов остались без ответов. Я ждала больше.
Покорение Марса оказалось делом гораздо более запутанным, чем предполагали. Казалось бы, туземцев-бликменов успешно и без конфликтов загнали в пустыню, а на самых лучших участках построили хорошие дома и каналы, которые в скором времени оказались заселены переселенцами с Земли. Но что-то не клеилось на красной планете. Уж слишком холодна и чужда была она по отношению к новым завоевателям.
После долгих дебатов власти решают закрыть функционирующую в Новом Израиле больницу для аномальных детей. Мутанты и прочие уроды не должны портить репутации честным колонизаторам – подлинному цвету белой расы. Узнав об этом решении подпольный спекулянт Норберт Стайнер кончает с собой, а его сына-аутиста Манфреда забирает на воспитание местный «король» – глава гильдии водопроводчиков Арни Котт. Будучи в курсе последних научных достижений, Арни решает использовать мальчика в своих планах захвата власти над планетой. Для реализации этой цели он нанимает Джека Болена, талантливого техника и тихого шизофреника. Джек должен создать для Арни аппарат, с помощью которого тот мог бы общаться с Норбертом.
Все дело в том, что по одной из теорий аутизм является весьма специфическим нарушением сознания. Больной аутизмом находится за пределами времени как субстанции, поэтому прошлое, настоящее и будущее одинаково хорошо раскрыты перед его взором. А из этого следует, что обученный и управляемый аутист способен предсказать и предотвратить любое событие в будущем…
Эта шизофреническая мистерия – одна из вершин творчества Филиппа Дика. В своих романах мастер регулярно брался за большой круг проблем и персонажей, но зачастую забывал о них уже к середине книги. Зато здесь в «Разрыве» полифония работает как часы, поэтому каждое ружье, которое должно было выстрелить, ближе к финалу обязательно фигачит. Учитывая склонность автора к незавершенности, подобный нюанс можно считать большим достижением. Вдобавок к этому, писателю удалось гармонично скрестить общественное и индивидуальное. В результате, по социальному звучанию роман вполне можно сравнить с «Марсианскими хрониками» Брэдбери, а по психологической глубине… шизофрения еще никогда не была на бумаге настолько реалистичной и омерзительной.
Смысл жизни неизвестен, а потому и пути ее скрыты от глаз живых существ. Кто, например, может утверждать, что шизофреники не правы? Они предпринимают отважное путешествие, мистер. Они отворачиваются от простых вещей, которые можно пощупать и которым можно найти практическое применение, они обращаются вглубь, к смыслу. А там-то и находится бездна – черная как ночь. Кто знает, вернутся ли они оттуда? А если вернутся, то какими станут, узрев смысл? Я восхищаюсь ими.
Izohlar, 23 izohlar23