Книга грустная, проникновенная и прекрасная. И совпала с моим настроением, когда чувствуешь себя особенно одиноко, как Зван писал в письме Томасу: «Знаешь, что очень странно? Человек всегда очень одинок. Такое у меня чувство. Причем особенно одинок, когда он рядом с теми, кого он любит и кто его любит».
Главный персонаж Томас сквернословит, пытается казаться глупым и недалеким, а на самом деле бесконечно влюбляется, трогательно любит папу и своих новых друзей Звана и Бет, и именно поэтому чувствует себя собой только в те моменты, когда скучает по их дому на Ветерингсханс.
1947 год, послевоенный Амстердам. Трудная холодная зима, а Томас переживает прекрасное – он встречает друзей и дом, где ему хорошо, а когда приходится расставаться, он вырастает.
Так много смыслов в этой книге и так много детства, что вспоминаешь свое: первый настоящий друг, ночевки вместе, бессонные ночи в одной кровати, когда времени не хватает на то, чтобы сказать все, что хочется. И всегда ощущение конца, что это счастье преходяще и уже не вернется: «Я уже начал грустить о том, что эти трое никогда больше не будут так лежать в одной кровати».
И особо остро почувствовалось, что мир взрослых и мир детей – это две планеты: «Мы о них мало знаем, они о нас мало знают, хотя они когда-то тоже были детьми». Поэтому мне кажется, что эта книжка не только для детей, но и для родителей, чтобы они увидели, какими чужаками чувствуют порой себя дети в этом огромном и непонятном мире взрослых.
Томас вырос той холодной амстердамской зимой, но «снег прошлого не хочет таять», потому что всю жизнь он хочет «помнить об этой тройке детей в кровати».
Izohlar
7