Потерянный классический образец экспрессионизма в литературе. Книга вышла в Германии в 1926 году и наделала много шума. Газета Das Berliner Tageblatt назвала тогда роман «книжным вулканом из страстей и страданий». Но забытую на многие десятилетия книгу Петера Фламма (псевдоним немецкого писателя и психиатра Эриха Моссе) удалось раскопать в архиве немецкому художнику и издателю Себастьяну Гуггольцу.
Психологический роман посвящен посттравматическому стрессовому расстройству - последствиям Первой Мировой войны. И сегодня эта тема звучит как никогда актуально.
«Не я, господа судьи, покойник говорит из моих уст. Не я стою здесь, не моя рука поднимается, не мои волосы поседели, не мое деяние, не мое деяние. Вы не можете этого понять».
Это история человека, который пережил войну, но потерял на полях сражений самого себя. Пережитые события заставляют его сомневаться в том, кто он на самом деле.
«За кого меня принимают эти люди? Это все ошибка. Кто же я такой, кто же я такой?»
Выживший возвращается мертвым. Словно актер на сцене, он пытается жить по сценарию прежней жизни. Но дописана ли его пьеса? И кого он играет? В герое воплощается мотив двойника. Внутри него как будто живут два разных человека: пекарь Вильгельм Беттух и врач Ханс Штерн. И оба пытаются жить в реальности, разбитой войной.
Роман наполнен болью и отчаянием. Ведь конец войны не становится концом разрушения, где горел мир, «здесь лежит человечество, здесь и я, здесь лежу я, лежит моя жизнь, здесь могилы, могилы, могилы». Звучит мольба потерявшегося человека, борющегося с призраками внутри себя, и трагедия миллионов погибших.
Izohlar
16