Hajm 470 sahifalar
1981 yil
Ледяной смех
Kitob haqida
История, описанная в романе, – это трагический рассказ об исходе армии адмирала Колчака из Екатеринбурга до Байкала. Автор сам был непосредственным участником этих событий, их мрачного и жуткого окончания – Великого Сибирского Ледяного похода через замерзший Байкал в январе – феврале 1920 года. Из более чем стотысячной армии до другого берега дошло всего около пятнадцати тысяч…
Janrlar va teglar
Роман Павла Александровича Северного (фон Ольбриха) "Ледяной смех" захватывает с первых страниц и не отпускает до последних. Во-первых, это одно из немногих художественных произведений об А.В. Колчаке. Хотя, верховный правитель Сибири и не является главным персонажем, но в романе хорошо прописаны его чувства, волнения за судьбу России, боль, его трепетное отношение к Анне Васильевне Тимиревой.
Интересны главные персонажи романа, хотя они и вымышленные: Офицер Вадим Муравьев - благородный воин и прекрасный поэт. С ужасом он наблюдает за разложением в войсках, за сдачей позиций красным. Но более всего его страшит мысль о том, что прийдется покидать Родину и жить на чужой земле.
Стихотворениями Муравьева зачитывается все омское общество:
— Огорчена, что не пишете стихи. Из напечатанных все наизусть знаю. В Екатеринбурге читала на благотворительных вечерах и всегда с большим успехом. Вы модный поэт. Мне ваша поэзия нравится, а если быть откровенной, то она мне созвучна и близка. Помолчали. — Ваши стихи созвучны Блоку. — Что вы? У него «Незнакомка». — А у вас «Девушка с васильками».
К сожалению, в романе приводится лишь два стихотворения Муравьева:
Мы с тобой в страницах пыльного романа, Мы с тобой в поблекших, выцветших шелках. Мы с тобой в наивных радужных обманах, Мы с тобою в прошлом, мы в минувших снах. Нам не интересны жизни этой всплески. Ненависть и злоба и какой-то гнет. Я твоя маркиза в пудреной прическе, Ты мой грациозный роялист-виконт. Нам бывает грустно, нам бывает больно, Иногда мы плачем только от любви. Никогда о Смольном, никогда о прошлом, Никогда о море пролитой крови.
И еще "Девушки дворянского гнезда" - стихотворение со своей интересной историей, о которой можно прочесть здесь: http://trojza.blogspot.com/2016/01/blog-post_24.html
Возлюбленная Вадима Муравьева - Настенька Кокшарова - дочь адмирала Балтийского флота, идеал самоотверженной и слегка наивной русской тургеневской барышни. Самые счастливые ее воспоминания - детство в столичном Петербурге.
"Настенька провела радостное детство в блистательном Санкт-Петербурге. Дочь адмирала Балтийского флота. Видела блеск царских балов и парадов. Пережила войну, запомнив ее по пахнущим лекарствами палатам госпиталей со стонами раненых. Потом Февральская революция. Внезапная смерть обожаемой матери. Тревога за судьбу отца и брата. Отъезд из столицы в псковское поместье. Известие, что брат, морской офицер, остался на флоте с большевиками. Новый переезд на Урал, где у покойной матери были наследственные золотые прииски".
Княжна Ирина Певцова - роковая светская красавица.
"В недалеком прошлом фрейлина убиенной в Екатеринбурге последней императрицы из дома Романовых, носит черную косынку в знак траура по царской семье. Особа, овеянная легендами своего тайного незаконного рождения, опутанная сплетнями и наговорами завистниц. Красивая молодая женщина, а главное сказочно богатая. Красива бестия. Красота, околдовывающая мужское сознание".
Вообще, все герои романа оставили позади в той, погибшей России, блестящее прошлое, а впереди неизвестность: смерть в заснеженной тайге, самоубийство от отчаяния, шальная пуля обезумевших мародеров, изгнание - любой новый сценарий жизни уже не будет так хорош, как прежняя жизнь.
Среди героев бытует в основном два взгляда на дальнейшую судьбу. Первый высказала богатая сибирская купчиха: "Уверена, что в нашем доме будут жить эти пролетарии, которые будут ненавидеть его бывших хозяев, убежавших из родной страны. Да, мы убегаем, ибо не хотим жить по безграмотной азбуке о свободной жизни, придуманной мастеровыми, да даже не ими, а теми интеллигентами, вышедшими из культурных слоев общества, но с сюсюканием угождающих пролетариям, помогающих на своей шее затягивать петлю. Но пусть! Мне до всех приспешников большевиков просто нет никакого дела. С настоящей Россией я прощаюсь без слез, без малейшего сожаления. Уверена, что проживу без нее. Свет велик. В нем везде можно найти удобный для тебя уголок, тем более если есть для этого материальная возможность. А у нас она есть. Давайте выпьем за временную разлуку не с Россией, а друг с другом" .
Второй - дочь священника из Новониколаевска: "Но обреченными мы будем на родной русской земле. Обреченными с надеждой на то, что родной народ не утерял милосердия. Ваша обреченность будет страшнее нашей. Вам скоро станет невыносимо без родной земли. Вы будете беззащитны, бессильны, как дети без твердой и ласковой руки матери". -и это очень страшная фраза. И оттого что действительно на чужой земле русским было очень непросто и оттого, что родной народ все же утерял всякое милосердия и тех, кто остался, тоже ждала трагедия, даже если они не были офицерами, аристократами и богатыми купцами...
Но главная особенность книги, пожалуй, в том, что абсолютным злом автор выводит не красных, а иностранцев. Все эти чехи, японцы, французы, англичане, американцы как стая стервятников кружится над русским горем в надежде захватить золотой запас Империи.
Мы с тобой в страницах пыльного романа,
Мы с тобой в поблекших, выцветших шелках.
Мы с тобой в наивных радужных обманах,
Мы с тобою в прошлом, мы в минувших снах.
Нам не интересны жизни этой всплески.
Ненависть и злоба и какой-то гнет.
Я твоя маркиза в пудреной прическе,
Ты мой грациозный роялист-виконт.
Нам бывает грустно, нам бывает больно,
Иногда мы плачем только от любви.
Никогда о Смольном, никогда о прошлом,
Никогда о море пролитой крови.
Izohlar, 1 izoh1