Hajm 314 sahifalar
2024 yil
Подлинная история Константина Левина
Kitob haqida
В новой книге Павел Басинский продолжает свое литературное расследование.
Перечитывая самое загадочное произведение Льва Толстого, его черновики и дневники, Басинский пытается найти ответ на главные вопросы. Зачем в «Анне Карениной» нужен Константин Левин? Зачем Толстой отдает ему (с Кити и без нее) половину своего романа? Как Левин отражается в других героях романа – Облонском, Вронском, Анне и даже Каренине? Кто прототип Константина Левина? Сам Толстой или, как всегда, всё гораздо сложнее?
Книга иллюстрирована фотографиями из архива Государственного музея Л.Н.Толстого и музея-усадьбы “Ясная Поляна”.
В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Очень жду эту книгу! Потому что в «Анне Карениной» для меня он главный. Такой основательный, рациональный, устойчивый человек! Мне нравится, как Левин относится к жизни, работе. А ещё мне нравится Левин-Донал Глисон. Читать буду с карандашом в руках.
Наконец-то прочитала вторую часть исследований о моей любимой книге Льва Николаевича. Часть о Константине Левине вышла чуть более "заточенной" на личность самого Толстого, что и понятно: мнение о том, что Левин - прототип автора, весьма популярна.
Каждый раз читая "Анна Каренина", я находила что-то новое в романе. В молодости, части о Левине для меня выглядели ненужной скучищей. Став постарше, ее как раз и полюбила сильнее истории Анны. Мысль о дальнейшей жизни Левина и Кити, высказанная Павлом Басинским, видимо, будет наиболее обдумываемой при следующем прочтении. Почему-то эта тема зацепила больше всего из обсуждения глав отношения Левина с остальными героями романа.
Книга понравилась. На мой взгляд, тут более углубленные исследования романа, чем в части об Анне Карениной. И отличный бонус в виде "Исповеди" Льва Толстого.
Книга понравилась. Автор обстоятельно подошёл к раскрытию подчас непонятной для читателя лини Левин-Кити в "Анне Карениной". Многим кажется, что основная смысловая нагрузка лежит на судьбе Карениных, на этих страстных и трагических перипетиях, но это не так. Без образа Левина "архитектура романа", как говорил Толстой, была бы шаткой и незаконченной. Басинский разбирает образ Левина в пересечении со всеми героями романа, а также через проекцию взглядов на жизнь самого Толстого. И здесь открываются такие чудные дали и неожиданные интерпретации, что впору перечитывать роман ещё раз. Для того чтобы оживить нашу память о прочитанном, автор приводит достаточно много цитат из книги, именно это позволило нюансам сложиться в единую картину. Кроме того, здесь имеются выдержки из черновиков Толстого, его дневников и воспоминаний детей и жены, что ещё больше проясняет мотивы гения. Язык повествования прост, без интеллектуальных заморочек. Для меня это чтение стало неким литературным детективом, когда каждая новая глава приносит неожиданное осознание казалось бы простых, избитых и замусоленных истин. Не так всё очевидно в нашей жизни!
Своим "Бегством из рая" Басинский открыл для меня две вещи: самого себя как достойного литератора и премию "Большая книга" с ее коротким списком, ориентируясь на который, можно знакомиться с современной русской литературой. К сожалению, в последнее время список этот процентов на 60-80 "бьет мимо" (книги, попавшие в него, после знакомства с аннотациями и отзывами просто не вызывают у меня интереса). Но это отдельный разговор.
Все, что написал Басинский о Толстом, читал. Конечно, тема неисчерпаема и строить повествования по принципу "Некто vs Толстой" можно почти бесконечно. И тут уже от мастерства и добросовестности исследователя будет зависеть - станет книга событием или нет. Другой вариант - рассказ о героях Толстого. Две книги о двух главных (одинаково главных) героях романа "Анна Каренина". Не могу не согласиться с Басинским, что Левин так же важен для романа, как и Анна.
Из своего читательского опыта. "Анну Каренину" читал дважды. Первый раз в школе, летом, накануне девятого класса (именно в этом классе десятилетней школы изучался Толстой - "Война и мир"). При чтении герои виделись в образах еще свежей тогда первой серьезной экранизации Александра Зархи. Самойлова, Лановой, Гриценко (какой это был Каренин!). А вот Левин из фильма как-то не помнился, не был он в числе главных его героев. Сейчас уже вижу, что актер и грим подбирались под внешность Льва Николаевича времени его женитьбы на Софье Андреевне. В самом же романе видел в первую очередь историю Анны, но отметил, что её главы чередуются с левинскими. И никак не мог понять почему, женившись на любимой женщине и вроде бы успешно хозяйствуя в своем имении, он несчастлив. Второе чтение - в 90-е годы. Теперь история Левина вышла для меня на первый план, а сама книга воспринималась не историей о трагической судьбе женщины, которая "не любила, да вышла замуж", и даже не история нравственных метаний Левина. После чтения возникло ощущение, что Толстой написал роман о современности. Той, его современности. Все, что происходит с его героями, разворачивается на фоне событий большой истории. "Анна Каренина" стала для меня книгой о времени.
Теперь о "Подлинной истории Константина Левина". Прочитал с интересом, обилие цитат - не в упрек. Согласен, что лишний раз, пусть фрагментарно, перечитать Толстого - никому не вредно. Да и кто лучше автора расскажет о своем герое. "Исповедь", как приложение, тоже уместна. Для постижения взглядов ЛН и того, что он хотел сказать через Левина. Сам давно собирался прочитать ее, но вряд ли бы это произошло в ближайшее время, а возможно и не произошло бы никогда. Схема "Анна и ..." переходит в схему "Левин и ...", и по-прежнему работает.
Что ждать от автора дальше? О главных героях рассказано. Мне был бы интересен Каренин. Но, может быть, стоит остановиться, и на бесконечной толстовской тропе поискать что-то принципиально новое, найдя какую-то не очень проторенную свою тропку.
Левин – «Беззаконная комета» в «кругу расчисленных светил» героев романа. Прошло полтора века, но по-прежнему вопрос «зачем Левин?» остается. Зачем автор сделал два романа в одном? Ведь «левинская» часть занимает половину текста произведения, название которого все-таки «Анна Каренина».
Нет у русской классики другого такого знаменитого и столь же любимого романа. "Анной Карениной" нас не терзали учителя - в школьной программе "Война и мир". Но той, что любила, а после бросилась под поезд, мильон ученических терзаний не нужен, чтобы знали, помнили, любили.
Павел Басинский, писатель, критик, литературовед и лучший сегодня популяризатор Толстого. объяснивший нам "Подлинную историю Анны Карениной", возвращается. чтобы раскрыть тайну Левина, второго главного героя романа романов, которого многие недолюбливают, считая зауряд-положительной антитезой каренинской трагедии. В самом деле, зачем он, с этой своей косьбой, разумным хозяйствованием, со своим умирающим от чахотки братом? Ну, кроме спасения Китти, чье сердце разбили Анна с Вронским? С героиней, по имени которой назван роман, он почти не знаком, встречается с ней лишь однажды, незадолго до финала, так и отдали бы ему главу-две или, если он так уж дорог писателю - пусть десятую часть объема. Зачем половину?
И это: "Скрипач не нужен" - претензия не только нашего торопливого времени, современники точно так же не поняли, упрекали автора в неоправданно обильном присутствии дворянина-хозяйственника в романе об адюльтере и воздаянии. На это Лев Николаевич отвечал, что гордится архитектурой сюжета, и лавры лучшего мирового романа, которыми увенчало время, достаточное тому подтверждение. "Подлинной историей Константина Левина" Басинский объясняет не только самостоятельное значение его фигуры в сложной галерее сюжетных арок, но также зеркальность по отношению к другим ключевым персонажам, не случайно главы называются: "Левин и Стива", "Левин и Вронский", "Левин и Долли", "Левин и Каренин", "Левин и Кити". Выстраивая треугольники, квадраты пентаграммы отношений, проводит нас анфиладой комнат романа-дворца и многое становится понятным.
А вы знали, что одним из вариантов фамилии Левина в черновиках был "Ленин"? Представьте на минуту, что Толстой окончательно остановился бы на нем. Учитывая славу книги, Владимир Ульянов не выбрал бы такой партийной клички, и не было бы у нас Ленингада, юных ленинцев, марксизма-ленинизма, ленинианы. Таким внезапным открытиям в "Подлинной истории..." несть числа, это литературоведческое исследование, которое читается как триллер.
Однажды жена Толстого Софья Андреевна в дневнике проницательно заметила, что главная беда ее мужа – отсутствие привычки к семье
Izohlar, 16 izohlar16